Психолог Алешина Ю.Е. [1] рассматривает целый класс проблем, связанных с переживанием расставания с партнером. К ним можно отнести случаи охлаждения в отношениях, вплоть до их прекращения или развода, проблемы и переживания, связанные с самим процессом развода.
При любых проблемах клиента естественное начало работы —подробный рассказ о том, что его беспокоит. Людям, чувствующим себя брошенными, обиженными, одинокими, болезненно переживающими разлуку с партнером, такой рассказ часто он сопровождается слезами, длительными паузами, неадекватными претензиями и требованиями к консультанту. В связи с этим психолог должен быть особенно терпелив и внимателен.
Сложность ситуации развода приводит к необходимости обсуждения связанных с ним специфических проблем: как делить имущество, как контактировать с общими друзьями, что и как говорить детям и т.д.
Проблема формулирования ответственности клиента за происходящее является основной задачей консультанта в большинстве указанных выше случаев. Нередко в консультацию обращаются за помощью люди, которых волнует проблема — как жить дальше, как “разлюбить”, как приспособиться без всякой надежды на взаимность. Последствия потери партнера бывают весьма серьезными — клиенты жалуются не только на постоянное плохое самочувствие, но и на преследование мысли о самоубийстве. Если такой букет симптомов налицо, целесообразно подключить к работе психиатра или невропатолога. Но главное, что нужно людям с подобными проблемами —это рациональная поддержка и участие, которые лучше всего может обеспечить психолог. Каждый человек, страдая, чувствует себя обездоленным и брошенным. Клиенту важно почувствовать, что его переживания в этой ситуации не бессмысленны, в них нет ничего унизительного и неоправданного, и стоит специально поговорить об этом.
В подобной ситуации переживания клиента часто во многом определяют то, как организована его жизнь. Чувства потери и досады, связанные с уходом любимого, нередко приводят к тому, что человек не хочет никого видеть, уединяется, сосредоточиваясь на своих воспоминаниях и мыслях о былом. Иногда жизнь таких клиентов полностью ритуализируется, они начинают, как за соломинку, держаться за вещи и действия, связанные с прошлым. Клиент должен однозначно ответить на принципиальный вопрос, хочет ли он действительно забыть другого или же готов ждать и надеяться, что что-то изменится, чтобы рационально оценить свою ситуацию. Решение, что надеяться незачем может помочь человеку выйти из депрессии, переориентироваться с прошлого на настоящее.
Большую помощь в консультировании в подобных случаях может оказать:
1) реорганизация жизни клиента, переориентация ее на то, что может отвлечь от переживаний и переключить на что-то новое;
2) изменение отношений с партнером. [1, с. 170]
Реорганизация жизни. В этом вопросе необходимо подробное обсуждение и выбор того, что может быть интересным и отвлекающим именно для этого человека. Огромное значение при этом имеет круг общения. Необходимо вспомнить друзей и знакомых, где и как обычно клиент встречается с ними, в ходе приема бывает полезно наметить, с кем и как стоит встретиться в ближайшее время, что интересного и приятного можно сделать.
Ощущение брошенности любимым часто приводит к тому, что человеку начинает казаться, что он вообще никому не нужен, неинтересен, скучен. В таком случае имеет смысл специально обсудить с клиентом, что вообще ему нравится и интересно в жизни, а затем попытаться подобрать подходящую форму активности и сориентировать его на существование различных клубных, общественных, развлекательных организаций, которые могут заинтересовать человека и стать источником новых друзей и знакомств.
Сравнительный анализ состояния агрессии первичного и контрольного
исследования
Сравнительная гистограмма уровня агрессивности /Рисунок №19/.
Рис. 19. Сравнительная гистограмма уровня агрессивности
Прежде всего, обращает на себя внимание заметное снижение уровня индекса агрессивности – с 20 до 18,3 балла.
Если при первичном исследовании было выявлено 70% учащихся с высоким уровнем агрессивности, то при контрол ...
Механизмы развития СДВГ
В связи с разнообразием причин заболевания существует целый ряд концепций, описывающих предполагаемые механизмы его развития.
Сторонники генетической концепции предполагают наличие врождённой неполноценности функциональных систем мозга, отвечающих за внимание и моторный контроль, в частности в области фронтальной коры и базальных гангл ...
Формирование компьютерной зависимости у подростков.
Подростковый возраст долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение.
Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, св ...



Разделы