Карабанова О.А. [3] утверждает, что основное содержание постразводного периода составляет перестройка семейной системы и ее стабилизация. В жизни семьи он проходит три фазы: 1) послеразводную (до одного года); 2) фазу перестройки (2—3 года); 3) фазу стабилизации (2—3 года). Каждая характеризуется собственными задачами, продолжительностью, особенностями эмоциональных переживаний и типичными трудностями функционирования. [3; с. 256]
Метафора послеразводной фазы «разрушенный дом». Все члены семьи переживают кризис, наступающий после юридического оформления развода. Семья на какое-то время может утратить способность нормально функционировать. Продолжительность этой фазы различна (от нескольких месяцев до года) в зависимости от ресурсов семьи и социальной поддержки.
Основная цель послеразводной фазы — построение нового стиля и образа жизни в условиях неполной семьи. Соответственно, задачами развития семьи выступают: преодоление «эмоционального дефицита» и «дефицита делового сотрудничества», возникших после ухода одного из супругов; восстановление экономического функционирования семьи; достижение финансовой и экономической компетентности разведенного супруга, позволяющей максимально сохранить или улучшить уровень прежнего, «доразводного» функционирования семьи; приобретение необходимой компетентности в воспитании детей каждым из разведенных супругов; построение новой системы социальных отношений с друзьями, коллегами, прародителями; реконструкция эго—идентичности. [3; с. 256]
Развод воспринимается личностью, особенно в первый момент, как доказательство ее неполноценности, что приводит к острому переживанию ею собственной несостоятельности, неуверенности в себе, депрессии, самообвинению; формирование нового образа семьи у детей, раздельное проживание все—таки ставит перед ребенком задачу адаптации к новым условиям общения и сотрудничества с каждым из родителей.
Необходимость оказания психологической помощи семье в послеразводной фазе диктуется: переживанием «двойного кризиса» — совпадением развода с другим значимым психотравмирующим событием; возрастанием потенциальной дисфункции семьи за счет резкого снижения эффективности выполнения ее членов своих ролей. Супруги не способны самостоятельно справиться с задачами реорганизации семейной системы, возникает угроза потенциальной деструкции семьи и дезадаптации.
Основными задачами психологической помощи супругам на этой фазе являются следующие: уничтожить образ «невосполнимой утраты», стабилизировать эмоциональное состояние супругов, помочь им преодолеть чувство тревоги, страха, безысходности; обрести чувство финансовой и экономической самостоятельности; помочь принять ответственность за благополучие себя и детей; обеспечить эффективное распределение семейных ролей с привлечением ресурсов прародительской семьи, согласовать взаимные ролевые ожидания супругов, включая роли бабушки и дедушки. [3; с. 258]
Фаза перестройки является поворотной в развитии отношений бывших супругов. Завершается их эмоциональный развод, предполагающий трансформацию эмоциональной связи в сторону устойчивого доброжелательного или нейтрального отношения к бывшему супругу. Нередко переживание отверженности и эмоциональной пустот толкает экс—супруга на немедленный поиск нового объекта привязанности.
Для профилактики поспешных и необоснованных решений о заключении повторного брака необходимо работать над расширением системы социальных и межличностных связей разведенных супругов с тем, чтобы обеспечить эмоциональную поддержку, сопереживание и понимание. На этой же фазе происходят стабилизация финансово-экономического положения семьи, приспособление к новому уровню доходов и изменение стиля жизни семьи в соответствии с ним.
Важной задачей психологической работы с разведенными супругами становится помощь в реинтеграции и развитии позитивной личностной идентичности. [3; с. 259]
Перечислим основные направления оказания психологической помощи семье на этой фазе.
1. Помощь в построении нового образа семьи и семейной структуры. Стратегия психологической работы вырабатывается, исходя из того, что личности необходимо осознать и почувствовать свою способность справиться с ситуацией. Однако фокусирование психологической работы на оказании эмоциональной поддержки, по мнению ряда психотерапевтов, может привести к формированию зависимости от психолога-консультанта. Поэтому акцент должен был перенесен на задачи планирования образа жизни семьи и создания ролевой структуры новой, неполной семьи.
Имплицитные и эксплицитные функции психики
Имплицидные функции отвечают за координацию деятельности психики, они вытекают из нервно-психической деятельности мозга, в процессе которой мозг с помощью органов чувств понимает воздействия внешнего мира и ассимилирует (преобразует) сведение о предметах взаимодействия. В тоже время мозг соотносит сведения о свойствах предмета к их поле ...
Психологическое консультирование после развода в
исследовании Силяевой Е.Г.
Силяева Е.Г. [6] отмечает, что в последние годы психологи активно обсуждают, какие методы консультирования более эффективны для людей, переживающих развод. По мнению психолога Ю. Е.Алешиной, консультирование тех, кто принял решение расторгнуть брак, отличается от других видов психологической коррекции ярко выраженной информирующей функц ...
Общее недоразвитие речи
У детей с общим недоразвитием речи всегда отмечаются нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя.
Эти дети самостоятельно в контакт с окружающими не входят, так как свободное общение у них затруднено. Даже те звуки, которые они умеют п ...
Разделы