Материалы » Самооценка спортсменов и ее коррекция средствами самопознания » Дифференцированность и адекватность самооценки спортсменов

Дифференцированность и адекватность самооценки спортсменов
Страница 1

Дифференцированность самооценки означает, насколько одинаково вы­ражены уровни ее отдельных составляющих, отражает ее однородность-разнородность. Адекватность — то, насколько оценки собственных свойств личности испытуемых соответствуют действительности (результатам их объ­ективного изучения).

Таблица адекватности непосредственно перед статистической обработ­кой и математическим анализом прошла процедуру предварительной обработ­ки. Было выполнено: избавление от свойств, которые не всегда и не всеми трактуются однозначно, как положительные, например, свойства нервной сис­темы, КС «широта категоризации» (широта натуры) или ригидность и др.

В данном случае, насколько самооценка спортсменов адекватна можно судить по числу совпадений самооценок с объективными результатами по сравнению с числом совпадений у представителей контрольной группы. Это позволило при интерпретации полученных данных, высокую адекватность обозначать высокими значениями.

Дифференцированность самооценки спортсменов и не спортсменов оп­ределялась значениями вариативности: стандартного отклонения - ст и коэф­фициента вариации - V (такой способ в данном случае удобно применить, по­скольку значения всех показателей подучены по одинаково размерным шка­лам). В качестве отдельного подвергаемого математической обработке значе­ния (п), при этом, выступали все 26 показателей. Расчет значений дифферен­цированное™ осуществлялся по каждому испытуемому, после чего высчиты-вался средний показатель дифференцированности.

Таблица 8

Средние значения дифференцированности самооценки спортсменов (п = 26 показателей; 49 спортсменов и 40 не спортсменов)

Испытуемые

X

а

V

Спортсмены

6,23

1,53

24,56

Контрольная группа

6,61

1,75

26,47

Таблица 8 показывает, что дифференцированность показателей само­оценки у спортсменов ниже, чем у их сверстников, не занимающихся спортом. Это значит, что у каждого из спортсменов отдельные характеристики само­оценки выражены более однородно, чем у не спортсменов. К сожалению, это не подтвердить математически, поскольку значения стандартных ошибок и коэффициентов вариации не являются параметрическими.

Адекватность самооценок является очень важным показателем в прак­тической деятельности психолога. Однако в научном исследовании адекват­ность помогает лишь глубже понять основание и отчасти природу формирова­ния каждой из характеристик самооценки спортсменов.

Таблица 9

Адекватность характеристик самооценки у спортсменов по отношению к не спортсменам

Свойства личности

Эгр.

Кгр.

Спортсмены

Р

С

Р

С

Р±

С±

А

Когнитивные свойства

Память

13,37

6,16

12,13

5,45

В

В

+

Умение обобщать

11,86

6,41

11,65

5,62

В

В

+

Умение устанавливать логические связи

10,14

6,51

10,18

6,13

Н

В

Нейродинамические свойства

Активность

14,65

7,29

14,18

6,50

В

В

+

Экстравертированность

16,63

6,04

16,60

6,08

В

Н

Темп реакций

13,29

6,96

12,88

6,27

В

в

+

Регуляторные свойства

Целеустремлённость

32,41

7,27

31,85

6,30

В

в

+

Смелость

31,88

6,92

32,33

6,05

Н

в

Настойчивость и упорство

30,63

7,29

32,33

7,20

Н

в

Самостоятельность

31,04

7,14

32,68

6,38

Н

в

Самообладание и выдержка

28,14

6,82

29,68

6,98

Н

н

+

Мотивационные свойства

Мотивация успеха

13,35

7,45

11,38

6,57

В

в

+

Направленность на общение

7,39

7,00

7,10

6,28

В

в

+

Направленность на деятельность

4,96

6,47

5,30

5,7

Н

в

Уровень притязаний

7,58

7,43

7,44

7,45

В

н

Характерологические свойства

Организаторские склонности

12,31

6,61

11,53

6,63

В

н

Уверенность в себе

25,49

6,65

26,28

5,82

Н

в

Толерантность к внушениям

3,18

4,80

4,60

3,68

В

в

+

Страницы: 1 2


Психолого-педагогическая характеристика умственной отсталости
Психология умственно отсталого ребенка в нашей стране оформилась как самостоятельная ветвь психологической науки всего несколько десятилетий тому назад. До этого времени изучение особенностей психики умственно отсталых детей осуществлялось преимущественно представителями медицинской науки. За короткий срок она накопила довольно значител ...

Направленность профилактической деятельности в связи с проблемой аддиктивного поведения
Аддиктивная стратегия взаимодействия с действительностью приобретает все большие масштабы. Сложившаяся в нашем обществе традиция бороться с последствиями не решает проблему должным образом. Борьба с последствиями требует огромных затрат: физических, моральных, финансовых. Само по себе избавление от алкогольной или наркотической зависимо ...

Карен Хорни
Карен Хорни родилась в Германии, в Гамбурге, 16 сентября 1885 г., и скончалась 4 декабря 1952 г. в Нью-Йорке. Медицинскую подготовку она получила в Берлинском университете, с 1918 по 1932 г. Сотрудничала с Берлинским психоаналитическим институтом. Она проходила анализ у Карла Абрахама и Ганса Сакса (Sachs, Н.), двух выдающихся психоанал ...