Дифференцированность самооценки означает, насколько одинаково выражены уровни ее отдельных составляющих, отражает ее однородность-разнородность. Адекватность — то, насколько оценки собственных свойств личности испытуемых соответствуют действительности (результатам их объективного изучения).
Таблица адекватности непосредственно перед статистической обработкой и математическим анализом прошла процедуру предварительной обработки. Было выполнено: избавление от свойств, которые не всегда и не всеми трактуются однозначно, как положительные, например, свойства нервной системы, КС «широта категоризации» (широта натуры) или ригидность и др.
В данном случае, насколько самооценка спортсменов адекватна можно судить по числу совпадений самооценок с объективными результатами по сравнению с числом совпадений у представителей контрольной группы. Это позволило при интерпретации полученных данных, высокую адекватность обозначать высокими значениями.
Дифференцированность самооценки спортсменов и не спортсменов определялась значениями вариативности: стандартного отклонения - ст и коэффициента вариации - V (такой способ в данном случае удобно применить, поскольку значения всех показателей подучены по одинаково размерным шкалам). В качестве отдельного подвергаемого математической обработке значения (п), при этом, выступали все 26 показателей. Расчет значений дифференцированное™ осуществлялся по каждому испытуемому, после чего высчиты-вался средний показатель дифференцированности.
Таблица 8
Средние значения дифференцированности самооценки спортсменов (п = 26 показателей; 49 спортсменов и 40 не спортсменов)
|
Испытуемые |
X |
а |
V |
|
Спортсмены |
6,23 |
1,53 |
24,56 |
|
Контрольная группа |
6,61 |
1,75 |
26,47 |
Таблица 8 показывает, что дифференцированность показателей самооценки у спортсменов ниже, чем у их сверстников, не занимающихся спортом. Это значит, что у каждого из спортсменов отдельные характеристики самооценки выражены более однородно, чем у не спортсменов. К сожалению, это не подтвердить математически, поскольку значения стандартных ошибок и коэффициентов вариации не являются параметрическими.
Адекватность самооценок является очень важным показателем в практической деятельности психолога. Однако в научном исследовании адекватность помогает лишь глубже понять основание и отчасти природу формирования каждой из характеристик самооценки спортсменов.
Таблица 9
Адекватность характеристик самооценки у спортсменов по отношению к не спортсменам
|
Свойства личности |
Эгр. |
Кгр. |
Спортсмены | ||||
|
Р |
С |
Р |
С |
Р± |
С± |
А | |
|
Когнитивные свойства | |||||||
|
Память |
13,37 |
6,16 |
12,13 |
5,45 |
В |
В |
+ |
|
Умение обобщать |
11,86 |
6,41 |
11,65 |
5,62 |
В |
В |
+ |
|
Умение устанавливать логические связи |
10,14 |
6,51 |
10,18 |
6,13 |
Н |
В | |
|
Нейродинамические свойства | |||||||
|
Активность |
14,65 |
7,29 |
14,18 |
6,50 |
В |
В |
+ |
|
Экстравертированность |
16,63 |
6,04 |
16,60 |
6,08 |
В |
Н |
— |
|
Темп реакций |
13,29 |
6,96 |
12,88 |
6,27 |
В |
в |
+ |
|
Регуляторные свойства | |||||||
|
Целеустремлённость |
32,41 |
7,27 |
31,85 |
6,30 |
В |
в |
+ |
|
Смелость |
31,88 |
6,92 |
32,33 |
6,05 |
Н |
в |
— |
|
Настойчивость и упорство |
30,63 |
7,29 |
32,33 |
7,20 |
Н |
в |
— |
|
Самостоятельность |
31,04 |
7,14 |
32,68 |
6,38 |
Н |
в |
— |
|
Самообладание и выдержка |
28,14 |
6,82 |
29,68 |
6,98 |
Н |
н |
+ |
|
Мотивационные свойства | |||||||
|
Мотивация успеха |
13,35 |
7,45 |
11,38 |
6,57 |
В |
в |
+ |
|
Направленность на общение |
7,39 |
7,00 |
7,10 |
6,28 |
В |
в |
+ |
|
Направленность на деятельность |
4,96 |
6,47 |
5,30 |
5,7 |
Н |
в |
— |
|
Уровень притязаний |
7,58 |
7,43 |
7,44 |
7,45 |
В |
н |
— |
|
Характерологические свойства | |||||||
|
Организаторские склонности |
12,31 |
6,61 |
11,53 |
6,63 |
В |
н |
— |
|
Уверенность в себе |
25,49 |
6,65 |
26,28 |
5,82 |
Н |
в |
— |
|
Толерантность к внушениям |
3,18 |
4,80 |
4,60 |
3,68 |
В |
в |
+ |
Объектные и субъектные свойства человека индивида
Субъективная картина жизненного пути в самосознании личности всегда строится соответственно индивидуальному и социальному развитию, соизмеряемому в биографо‑исторических датах, событийной представленности. Выделяются следующие события: внешней среды, биографические, поведения, внутренней жизни и события впечатления. К событиям вне ...
Анализ констатирующего эксперимента
Анализ рисунков «Мой папа и я» показал, что из 12 семей - благоприятная ситуация в семье, где отец имеет важное значение для ребенка, к ним относятся 6 семей, что составляет 50%.Это говорит о том, что в этих семьях отцы уделяют своим детям достаточно много времени.
Рассмотрим на примере одного ребенка Эвелины Васильевой. Ребенок с наст ...
Классификация
видов памяти по характеру психической активности
Классификация видов памяти по характеру психической активности была впервые предложена П. П. Блонским. Хотя все четыре выделенные им вида памяти не существуют независимо друг от друга, и более того, находятся в тесном взаимодействии, Блонскому удалось определить различия между отдельными видами памяти.
Двигательная (или моторная) пам ...



Разделы