Примечания: Р - реальная выраженность свойств; С - их самооценка; А - адекватность самооценок спортсменов относительно не спортсменов; В -значение у спортсменов выше, чем у не спортсменов; Н - ниже.
Основные показатели адекватности самооценок, рассчитанные по разнице значений между реальной выраженностью свойств и их самооценкой отражены в таблице 9.
При формальном рассмотрении значений таблицы можно сделать вывод о средней выраженности адекватности характеристик самооценки у спортсменов, поскольку наблюдается равное число совпадений и несовпадений, по 9. Однако это не совсем так. Если обратиться к сравнению адекватности самооценки лишь тех характеристик, самооценка которых статистически достоверна у двух групп испытуемых (таких характеристик 12), то картина значительно изменится. В таблице знак «+» или «-» по этим характеристикам выделен жирным шрифтом. В группе спортсменов оказывается 8 совпадений характеристик самооценок и выраженности соответствующих свойств, а в контрольной группе - 4.
По большинству характеристик спортсмены оценивают себя достоверно выше, чем не спортсмены, но также в большинстве случаев выраженность соответствующих психологических свойств действительно выше. Спортсмены имеют адекватные самооценки по когнитивным, нейродинамическим и, отчасти, по мотивационным свойствам личности.
Не достаточно выраженной зафиксирована адекватность по регулятор-ным и характерологическим свойствам. Не адекватно оцененными у спортсменов оказались: смелость, самостоятельность, направленность на деятельность и уверенность в себе. Все эти свойства у спортсменов выражены ниже, чем у не спортсменов. В этих условиях спортсмены склонны завышать самооценку не всех свойств, а лишь тех, выраженности которых им не хватает. Это особенно наглядно по отношению к волевым качествам. Их смелость и решительность, а также самостоятельность и инициативность реально ниже, чем у представителей контрольной группы, а они оценивают их выше.
Можно заключить, что особенностями адекватности самооценки спортсменов является ее высокое значение. Неадекватность самооценок по небольшой части оцениваемых характеристик имеет одинаковое направление - все они завышены. Неадекватные самооценки у спортсменов наблюдаются лишь в том случае, когда их реальная выраженность ниже, чем у лиц непричастных к занятиям спортом.
Результаты исследования
С помощью методики Басса – Дарки мы исследовали среди учащихся 6 и 9 классов особенности агрессивных и враждебных реакций.
В таблице 1 представлены средние арифметические баллы по каждому классу согласно результатам проведенного исследования.
Таблица 1 (средние баллы по каждой исследуемой группе)
Вид агрессии
класс
Физическая ...
Память и её значение. Понятие памяти
Под памятью понимают свойство живых систем воспринимать, фиксировать, хранить и воспроизводить следы ранее действующих раздражителей. Иными словами: в результате жизнедеятельности, обучения организм (человек, животное) изменяется, иначе реагирует на те же раздражители, что является наличием следов обучения – памяти.
Объем памяти, длите ...
Деструктивная сущность
аддиктивного поведения
Разрушительный характер аддикции проявляется в том, что в этом процессе устанавливаются эмоциональные отношения, связи не с другими людьми, а с неодушевленными предметами или явлениями. Эмоциональные отношения с людьми теряют свою значимость, становятся поверхностными. Способ аддиктивной реализации из средства постепенно превращаются в ...



Разделы