Материалы » Самооценка спортсменов и ее коррекция средствами самопознания » Дифференцированность и адекватность самооценки спортсменов

Дифференцированность и адекватность самооценки спортсменов
Страница 2

Примечания: Р - реальная выраженность свойств; С - их самооценка; А - адекватность самооценок спортсменов относительно не спортсменов; В -значение у спортсменов выше, чем у не спортсменов; Н - ниже.

Основные показатели адекватности самооценок, рассчитанные по раз­нице значений между реальной выраженностью свойств и их самооценкой от­ражены в таблице 9.

При формальном рассмотрении значений таблицы можно сделать вывод о средней выраженности адекватности характеристик самооценки у спортсме­нов, поскольку наблюдается равное число совпадений и несовпадений, по 9. Однако это не совсем так. Если обратиться к сравнению адекватности само­оценки лишь тех характеристик, самооценка которых статистически достовер­на у двух групп испытуемых (таких характеристик 12), то картина значитель­но изменится. В таблице знак «+» или «-» по этим характеристикам выделен жирным шрифтом. В группе спортсменов оказывается 8 совпадений характе­ристик самооценок и выраженности соответствующих свойств, а в контроль­ной группе - 4.

По большинству характеристик спортсмены оценивают себя достоверно выше, чем не спортсмены, но также в большинстве случаев выраженность со­ответствующих психологических свойств действительно выше. Спортсмены имеют адекватные самооценки по когнитивным, нейродинамическим и, отчас­ти, по мотивационным свойствам личности.

Не достаточно выраженной зафиксирована адекватность по регулятор-ным и характерологическим свойствам. Не адекватно оцененными у спорт­сменов оказались: смелость, самостоятельность, направленность на деятель­ность и уверенность в себе. Все эти свойства у спортсменов выражены ниже, чем у не спортсменов. В этих условиях спортсмены склонны завышать само­оценку не всех свойств, а лишь тех, выраженности которых им не хватает. Это особенно наглядно по отношению к волевым качествам. Их смелость и реши­тельность, а также самостоятельность и инициативность реально ниже, чем у представителей контрольной группы, а они оценивают их выше.

Можно заключить, что особенностями адекватности самооценки спорт­сменов является ее высокое значение. Неадекватность самооценок по неболь­шой части оцениваемых характеристик имеет одинаковое направление - все они завышены. Неадекватные самооценки у спортсменов наблюдаются лишь в том случае, когда их реальная выраженность ниже, чем у лиц непричастных к занятиям спортом.

Страницы: 1 2 


Особенности ценностно-смысловой сферы старшекласников как психологическая проблема. Ценностно-смысловая сфера как ведущая в направленности личности в юношеском возрасте
Ценностные ориентации – это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров (1; с. 23). Понятие ценностных ориентаций было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей, однако четкое концептуальное разграниче ...

Модель социализации агрессивных детей в дошкольных учреждениях
В своей структуре дошкольное учреждение должно иметь несколько служб: Медико-педагогическая служба (профилактическая работа в детском саду, проведение акций, правовых игр, семинаров, досуговых мероприятий для семьи дошкольников, детей и пр.) Служба социальной реабилитации (срочная социальная помощь, кладовая вещей, рейды, участие в ра ...

Виды профессиональной компетентности
Для определения содержания понятия профессиональной компетентности необходимо рассмотреть его структуру, включающую в себя различные ее виды. Рассмотрением вопроса о видах профессиональной компетентности занималась Кузьмина Н.В., которая выделяет один из таких видов как «психологическая компетентность». По мнению автора, психологическа ...