Материалы » Самооценка спортсменов и ее коррекция средствами самопознания » Дифференцированность и адекватность самооценки спортсменов

Дифференцированность и адекватность самооценки спортсменов
Страница 2

Примечания: Р - реальная выраженность свойств; С - их самооценка; А - адекватность самооценок спортсменов относительно не спортсменов; В -значение у спортсменов выше, чем у не спортсменов; Н - ниже.

Основные показатели адекватности самооценок, рассчитанные по раз­нице значений между реальной выраженностью свойств и их самооценкой от­ражены в таблице 9.

При формальном рассмотрении значений таблицы можно сделать вывод о средней выраженности адекватности характеристик самооценки у спортсме­нов, поскольку наблюдается равное число совпадений и несовпадений, по 9. Однако это не совсем так. Если обратиться к сравнению адекватности само­оценки лишь тех характеристик, самооценка которых статистически достовер­на у двух групп испытуемых (таких характеристик 12), то картина значитель­но изменится. В таблице знак «+» или «-» по этим характеристикам выделен жирным шрифтом. В группе спортсменов оказывается 8 совпадений характе­ристик самооценок и выраженности соответствующих свойств, а в контроль­ной группе - 4.

По большинству характеристик спортсмены оценивают себя достоверно выше, чем не спортсмены, но также в большинстве случаев выраженность со­ответствующих психологических свойств действительно выше. Спортсмены имеют адекватные самооценки по когнитивным, нейродинамическим и, отчас­ти, по мотивационным свойствам личности.

Не достаточно выраженной зафиксирована адекватность по регулятор-ным и характерологическим свойствам. Не адекватно оцененными у спорт­сменов оказались: смелость, самостоятельность, направленность на деятель­ность и уверенность в себе. Все эти свойства у спортсменов выражены ниже, чем у не спортсменов. В этих условиях спортсмены склонны завышать само­оценку не всех свойств, а лишь тех, выраженности которых им не хватает. Это особенно наглядно по отношению к волевым качествам. Их смелость и реши­тельность, а также самостоятельность и инициативность реально ниже, чем у представителей контрольной группы, а они оценивают их выше.

Можно заключить, что особенностями адекватности самооценки спорт­сменов является ее высокое значение. Неадекватность самооценок по неболь­шой части оцениваемых характеристик имеет одинаковое направление - все они завышены. Неадекватные самооценки у спортсменов наблюдаются лишь в том случае, когда их реальная выраженность ниже, чем у лиц непричастных к занятиям спортом.

Страницы: 1 2 


Влияние самооценки на адаптированность к учебе
В данном параграфе представлены результаты изучения взаимосвязей характеристик самооценки (ее уровня, адекватности и степени дифференциро­ванное™) с показателями адаптированности студентов к учебной деятельно­сти по объективному (успешность) и субъективному (удовлетворенность) критериям. Как показывают результаты корреляционного анализ ...

Формы проявления внимания
Классификация психических процессов, начатая еще во времена Аристотеля, дала начало дискуссиям, которые продолжаются до сих пор. Сегодня становится понятным, что любая дифференциация психических процессов является условной, так как в реальной жизнедеятельности человека они взаимосвязаны. В.В. Петухов предложил выделять две группы психи ...

Младшие школьники с высокими способностями. Психология способностей и одаренности
Анализ проблемы развития способностей и одаренности во многом определяется тем содержанием, которое вкладывается в эти понятия. Существует несколько определений этих понятий. Например, В.В. Давыдов и А.В. Запорожец под термином «одаренность» подразумевают единство общих моментов способностей, обусловливающее диапазон интеллектуальных во ...