Примечания: Р - реальная выраженность свойств; С - их самооценка; А - адекватность самооценок спортсменов относительно не спортсменов; В -значение у спортсменов выше, чем у не спортсменов; Н - ниже.
Основные показатели адекватности самооценок, рассчитанные по разнице значений между реальной выраженностью свойств и их самооценкой отражены в таблице 9.
При формальном рассмотрении значений таблицы можно сделать вывод о средней выраженности адекватности характеристик самооценки у спортсменов, поскольку наблюдается равное число совпадений и несовпадений, по 9. Однако это не совсем так. Если обратиться к сравнению адекватности самооценки лишь тех характеристик, самооценка которых статистически достоверна у двух групп испытуемых (таких характеристик 12), то картина значительно изменится. В таблице знак «+» или «-» по этим характеристикам выделен жирным шрифтом. В группе спортсменов оказывается 8 совпадений характеристик самооценок и выраженности соответствующих свойств, а в контрольной группе - 4.
По большинству характеристик спортсмены оценивают себя достоверно выше, чем не спортсмены, но также в большинстве случаев выраженность соответствующих психологических свойств действительно выше. Спортсмены имеют адекватные самооценки по когнитивным, нейродинамическим и, отчасти, по мотивационным свойствам личности.
Не достаточно выраженной зафиксирована адекватность по регулятор-ным и характерологическим свойствам. Не адекватно оцененными у спортсменов оказались: смелость, самостоятельность, направленность на деятельность и уверенность в себе. Все эти свойства у спортсменов выражены ниже, чем у не спортсменов. В этих условиях спортсмены склонны завышать самооценку не всех свойств, а лишь тех, выраженности которых им не хватает. Это особенно наглядно по отношению к волевым качествам. Их смелость и решительность, а также самостоятельность и инициативность реально ниже, чем у представителей контрольной группы, а они оценивают их выше.
Можно заключить, что особенностями адекватности самооценки спортсменов является ее высокое значение. Неадекватность самооценок по небольшой части оцениваемых характеристик имеет одинаковое направление - все они завышены. Неадекватные самооценки у спортсменов наблюдаются лишь в том случае, когда их реальная выраженность ниже, чем у лиц непричастных к занятиям спортом.
Поведенческая психотерапия
Среди психолого-педагогических методов коррекции синдрома дефицита внимания главная роль отводится поведенческой психотерапии. За рубежом существуют центры психологической помощи, в которых проводится специальное обучение родителей, учителей и детских врачей этим методикам [34].
Ключевым моментом поведенческой программы коррекции служи ...
Обследование слуха у ребенка
При обследовании слуха следует проверить, как ребенок слышит разговорную речь нормальной громкости и шепот. Ребенка ставят спиной к логопеду на расстоянии 5—6 метров. Логопед делает полный выдох и шепотом называет слова, которые ребенок должен повторить, в первую очередь, предлагаются такие слова, как школа, чайник, машина, чемодан и ...
Результаты исследования морального самосознания подростков во взаимосвязи с
гендерной спецификой
В целом по группе мальчиков-подростков были выделены два наиболее информативных фактора: двухфакторная структура, объясняющая 42,316% общей дисперсии (см. прил. 4). Первый фактор: «Демонстрация ненормативного (неодобряемого) поведение –выбор способов поведения, приводящих к принятию окружающими» объясняет 26,995% дисперсии и представлен ...
Разделы