Материалы » Отношение к учебной деятельности школьников младших классов из полных и неполных семей » Специфика эмоционально-личностной сферы и отношения к учебной деятельности школьников младших классов, живущих в полных и неполных семьях (На материале рисунков школьников 5«б» класса МОУ СШ №7 г. Б

Специфика эмоционально-личностной сферы и отношения к учебной деятельности школьников младших классов, живущих в полных и неполных семьях (На материале рисунков школьников 5«б» класса МОУ СШ №7 г. Б
Страница 2

При анализе рисунков необходимо было выяснить:

1. Эмоциональные характеристики рисунка, отражающие настроение ребенка и его отношение к семейной ситуации.

Показатели:

1) цветовая гамма рисунка; принято считать, что чем теплее цветовая гамма рисунка, тем более положителен эмоциональный настрой ребенка; черно-белые тона или контур говорят о негативном состоянии либо об отчуждении;

2) наличие улыбок на лицах людей, которое отражает жизнерадостное настроение автора рисунка;

3) наличие украшений и символов (солнце, цветы, бабочки и пр.); традиционно принято считать, что этот показатель отражает положительный настрой ребенка, символ - встроенность в мир, причастность к земным реалиям, его отсутствие - свидетельство оторванности от мира.

2. Взаимоотношения ребенка в семье, которые выявляются через особенности изображения членов семьи (и, прежде всего, матери) относительно Я-фигуры ребенка.

Показатели:

1) размер фигуры относительно других персонажей; наиболее значимые из них обычно изображаются больше остальных; величина фигуры может отражать ее значимость и превосходство;

2) порядок ее расположения по отношению к другим персонажам (первый, последний или между другими); последовательность изображения членов семьи отражает значимость их роли; наиболее значимые из них обычно изображаются первыми, наименее - последними;

3) степень ее прорисованности (контур, плохая или хорошая прорисованность); хорошей прорисованностью фигуры считалось наличие черт лица и деталей одежды. Объект, вызывающий положительные эмоции, ребенок рисует с массой деталей. Негативное отношение выражается схематичным рисунком, силуэтом. У наиболее неприятных членов семьи дети не рисуют лиц.

3. Характер образа себя и самооценки ребенка, которые можно выяснить через анализ изображений Я-фигуры и общего сюжета рисунка.

1. Абашкина Елена– семья полная–успеваемость отличная– отношение к учебной деятельности положительное, учиться нравиться– на рисунке все члены семьи, линии четкие, фигуры детализированы, цветовая гамма теплая.

2. Бабушкин Игорь– семья полная– успеваемость хорошая–– отношение к учебной деятельности положительное, учиться нравиться– на рисунке все члены семьи, но линии нечеткие, есть штрихование деталей и фона—испытывание тревожного состояния.

3. Борисова Светлана– семья неполная, родителей нет, воспитывают бабушка и дедушка– успеваемость хорошая– отношение к учебной деятельности положительное, учиться нравиться–на КРС линии четкие, отсутствие показателей враждебности, но себя нарисовала непропорционально маленькой—испытывает чувство неполноценности в семейной ситуации, цветовая гамма теплая.

4. Вербняков Александр – семья полная– успеваемость удовлетворительная– отношение к учебной деятельности как к необходимости– на рисунке все члены семьи, но не совпадают пропорции, цветовая гамма холодная.

5. Горелов Сергей– семья неполная, одна мама, – успеваемость удовлетворительная–отношение к учебной деятельности отрицательное, предпочтение отдает трудовой деятельности– на КРС линии четкие, но непропорциональные фигуры, чувство неполноценности в семейной ситуации, цветовая гамма теплая.

6. Горюшкина Мария– семья полная– успеваемость хорошая– отношение к учебной деятельности положительное, учиться нравиться-- на рисунке все члены семьи, линии четкие, но слишком много лишних деталей, цветовая гамма теплая, возможно испытывает тревогу.

Страницы: 1 2 3 4


Понятие о синдроме гиперактивности и дефиците внимания
Синдром дефицита внимания / гиперактивности – это дисфункция центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации головного мозга), проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки экзогенной и эндогенной информации и стимулов. Синдром (от греч. ...

Основные свойства внимания
Различают пять свойств внимания: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение. Все перечисленные свойства внимания могут проявляться во всех видах внимания - в непроизвольном, произвольном и послепроизвольном. ...

Анализ и обсуждение полученных результатов
Классическая теория психоанализа внесла неоценимый вклад в развитие и анализ представлений семейных взаимоотношений. Это была первая теория, которая рассматривала детско-родительские отношения в качестве главного фактора развития детей и взросления подростков. По З.Фрейду, мать является для ребёнка первым объектом удовольствия, одновре ...