Материалы » Отношение к учебной деятельности школьников младших классов из полных и неполных семей » Специфика эмоционально-личностной сферы и отношения к учебной деятельности школьников младших классов, живущих в полных и неполных семьях (На материале рисунков школьников 5«б» класса МОУ СШ №7 г. Б

Специфика эмоционально-личностной сферы и отношения к учебной деятельности школьников младших классов, живущих в полных и неполных семьях (На материале рисунков школьников 5«б» класса МОУ СШ №7 г. Б
Страница 2

При анализе рисунков необходимо было выяснить:

1. Эмоциональные характеристики рисунка, отражающие настроение ребенка и его отношение к семейной ситуации.

Показатели:

1) цветовая гамма рисунка; принято считать, что чем теплее цветовая гамма рисунка, тем более положителен эмоциональный настрой ребенка; черно-белые тона или контур говорят о негативном состоянии либо об отчуждении;

2) наличие улыбок на лицах людей, которое отражает жизнерадостное настроение автора рисунка;

3) наличие украшений и символов (солнце, цветы, бабочки и пр.); традиционно принято считать, что этот показатель отражает положительный настрой ребенка, символ - встроенность в мир, причастность к земным реалиям, его отсутствие - свидетельство оторванности от мира.

2. Взаимоотношения ребенка в семье, которые выявляются через особенности изображения членов семьи (и, прежде всего, матери) относительно Я-фигуры ребенка.

Показатели:

1) размер фигуры относительно других персонажей; наиболее значимые из них обычно изображаются больше остальных; величина фигуры может отражать ее значимость и превосходство;

2) порядок ее расположения по отношению к другим персонажам (первый, последний или между другими); последовательность изображения членов семьи отражает значимость их роли; наиболее значимые из них обычно изображаются первыми, наименее - последними;

3) степень ее прорисованности (контур, плохая или хорошая прорисованность); хорошей прорисованностью фигуры считалось наличие черт лица и деталей одежды. Объект, вызывающий положительные эмоции, ребенок рисует с массой деталей. Негативное отношение выражается схематичным рисунком, силуэтом. У наиболее неприятных членов семьи дети не рисуют лиц.

3. Характер образа себя и самооценки ребенка, которые можно выяснить через анализ изображений Я-фигуры и общего сюжета рисунка.

1. Абашкина Елена– семья полная–успеваемость отличная– отношение к учебной деятельности положительное, учиться нравиться– на рисунке все члены семьи, линии четкие, фигуры детализированы, цветовая гамма теплая.

2. Бабушкин Игорь– семья полная– успеваемость хорошая–– отношение к учебной деятельности положительное, учиться нравиться– на рисунке все члены семьи, но линии нечеткие, есть штрихование деталей и фона—испытывание тревожного состояния.

3. Борисова Светлана– семья неполная, родителей нет, воспитывают бабушка и дедушка– успеваемость хорошая– отношение к учебной деятельности положительное, учиться нравиться–на КРС линии четкие, отсутствие показателей враждебности, но себя нарисовала непропорционально маленькой—испытывает чувство неполноценности в семейной ситуации, цветовая гамма теплая.

4. Вербняков Александр – семья полная– успеваемость удовлетворительная– отношение к учебной деятельности как к необходимости– на рисунке все члены семьи, но не совпадают пропорции, цветовая гамма холодная.

5. Горелов Сергей– семья неполная, одна мама, – успеваемость удовлетворительная–отношение к учебной деятельности отрицательное, предпочтение отдает трудовой деятельности– на КРС линии четкие, но непропорциональные фигуры, чувство неполноценности в семейной ситуации, цветовая гамма теплая.

6. Горюшкина Мария– семья полная– успеваемость хорошая– отношение к учебной деятельности положительное, учиться нравиться-- на рисунке все члены семьи, линии четкие, но слишком много лишних деталей, цветовая гамма теплая, возможно испытывает тревогу.

Страницы: 1 2 3 4


Одиночество как социально-психологическое явление
Одиночество - социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и/или со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции. В рамках этого понятия различают два различных феномена - позитивное ...

Заключение.
Работа была построена из двух частей: теоретического исследования и экспериментальной части. Теоретическое исследование позволяет сформулировать следующие выводы. Характер - качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные и поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности свойства личности. Характ ...

Психическое развитие как развитие интеллекта: концепция Ж. Пиаже
Жан Пиаже (1896-1980)- швейцарский и французский психолог и виднейший представитель Женевской школы генетической психологии. Пиаже изучал механизмы познавательной деятельности ребенка. Становление интеллекта рассматривается Пиаже как стержневая линия психического развития, от которой зависят все другие психические процессы. Основные воп ...