Материалы » Отношение к учебной деятельности школьников младших классов из полных и неполных семей » Специфика эмоционально-личностной сферы и отношения к учебной деятельности школьников младших классов, живущих в полных и неполных семьях (На материале рисунков школьников 5«б» класса МОУ СШ №7 г. Б

Специфика эмоционально-личностной сферы и отношения к учебной деятельности школьников младших классов, живущих в полных и неполных семьях (На материале рисунков школьников 5«б» класса МОУ СШ №7 г. Б
Страница 2

При анализе рисунков необходимо было выяснить:

1. Эмоциональные характеристики рисунка, отражающие настроение ребенка и его отношение к семейной ситуации.

Показатели:

1) цветовая гамма рисунка; принято считать, что чем теплее цветовая гамма рисунка, тем более положителен эмоциональный настрой ребенка; черно-белые тона или контур говорят о негативном состоянии либо об отчуждении;

2) наличие улыбок на лицах людей, которое отражает жизнерадостное настроение автора рисунка;

3) наличие украшений и символов (солнце, цветы, бабочки и пр.); традиционно принято считать, что этот показатель отражает положительный настрой ребенка, символ - встроенность в мир, причастность к земным реалиям, его отсутствие - свидетельство оторванности от мира.

2. Взаимоотношения ребенка в семье, которые выявляются через особенности изображения членов семьи (и, прежде всего, матери) относительно Я-фигуры ребенка.

Показатели:

1) размер фигуры относительно других персонажей; наиболее значимые из них обычно изображаются больше остальных; величина фигуры может отражать ее значимость и превосходство;

2) порядок ее расположения по отношению к другим персонажам (первый, последний или между другими); последовательность изображения членов семьи отражает значимость их роли; наиболее значимые из них обычно изображаются первыми, наименее - последними;

3) степень ее прорисованности (контур, плохая или хорошая прорисованность); хорошей прорисованностью фигуры считалось наличие черт лица и деталей одежды. Объект, вызывающий положительные эмоции, ребенок рисует с массой деталей. Негативное отношение выражается схематичным рисунком, силуэтом. У наиболее неприятных членов семьи дети не рисуют лиц.

3. Характер образа себя и самооценки ребенка, которые можно выяснить через анализ изображений Я-фигуры и общего сюжета рисунка.

1. Абашкина Елена– семья полная–успеваемость отличная– отношение к учебной деятельности положительное, учиться нравиться– на рисунке все члены семьи, линии четкие, фигуры детализированы, цветовая гамма теплая.

2. Бабушкин Игорь– семья полная– успеваемость хорошая–– отношение к учебной деятельности положительное, учиться нравиться– на рисунке все члены семьи, но линии нечеткие, есть штрихование деталей и фона—испытывание тревожного состояния.

3. Борисова Светлана– семья неполная, родителей нет, воспитывают бабушка и дедушка– успеваемость хорошая– отношение к учебной деятельности положительное, учиться нравиться–на КРС линии четкие, отсутствие показателей враждебности, но себя нарисовала непропорционально маленькой—испытывает чувство неполноценности в семейной ситуации, цветовая гамма теплая.

4. Вербняков Александр – семья полная– успеваемость удовлетворительная– отношение к учебной деятельности как к необходимости– на рисунке все члены семьи, но не совпадают пропорции, цветовая гамма холодная.

5. Горелов Сергей– семья неполная, одна мама, – успеваемость удовлетворительная–отношение к учебной деятельности отрицательное, предпочтение отдает трудовой деятельности– на КРС линии четкие, но непропорциональные фигуры, чувство неполноценности в семейной ситуации, цветовая гамма теплая.

6. Горюшкина Мария– семья полная– успеваемость хорошая– отношение к учебной деятельности положительное, учиться нравиться-- на рисунке все члены семьи, линии четкие, но слишком много лишних деталей, цветовая гамма теплая, возможно испытывает тревогу.

Страницы: 1 2 3 4


Психологические эффекты массовой коммуникации
В мире до сих пор борются две тенденции. Представители одной, теперь уходящей, никак не желают признавать наличия каких-либо особых «эффектов» [1, С.14]. Как из специальных исследований, так и из практики известен целый ряд интересных и важных эффектов массовой коммуникации. Рассмотрим достаточно яркие примеры: крайне позитивного и, на ...

Потребности личности
Потребности - это то, в чем мы нуждаемся, то, что мы имеем желание и намерение удовлетворить, чего мы стремимся достичь или избежать, это то, что представляет для нас интерес, составляет мотив, движущую силу нашей активности. Среди параметров, используемых для описания потребностей, в первую очередь следует назвать признаки их качестве ...

Когнитивные процессы
Уникальный вклад Салливана в разрешение проблемы роли познания в функционировании личности – выделение трех типов переживаний. Переживания, говорит он, могут быть прототаксическими, паратаксическими либо синтаксическими. Прототаксический опыт "может рассматриваться как дискретный ряд кратковременных состояний сензитивного организма ...