Несовершеннолетние правонарушители и подростки девиантного поведения нуждаются, прежде всего, в социально-педагогической реабилитации.
Социально-педагогическая реабилитация детей и подростков – это комплексная, многоуровневая и этапная система взаимосвязанных действий, направленных на возвращение, включение их в общество. Она заключается в обучении тому, как строить взаимоотношения с окружающими людьми и миром, включает аспекты профилактики и коррекции отклонений в его развитии.
Основными задачами СПР является:
§ предупреждение безнадзорности;
§ выявление источников и причин осложненного поведения;
§ профилактика социальных вредностей;
§ восстановление социального статуса (помощь в овладении социальными ролями, культурно-нравственными нормами и ценностями) через оптимизацию ведущей деятельности, нормализацию всей системы отношений с окружающими, изменение представлений ребенка о самом себе;
§ сохранение темпов психофизиологического и личностного развития.
Профилактика в системе реабилитации связана с устранением, сглаживанием, снятием причин, условий и факторов, которые вызывают те или иные отклонения в развитии личности. Чаще всего она связана со средой, социальным окружением ребенка.
Коррекция предполагает работу с конкретными отклонениями и направлена, прежде всего, на самого ребенка.
В результате создается определенное равновесие в психике и поведении ребенка, отвечающее норме поведения, адекватного возрасту ребенка и требованиям среды, в которой он живет. Оно достигается включением и интегрированием индивида в условиях, соответствующих требованиям нормальной жизни. В этом плане реабилитацию часто называют перевоспитанием.
Структурно-функциональная модель ранней профилактики и коррекции отклоняющегося поведения в школе:
СПЕЦИАЛЬНАЯ РАННЯЯ КОРРЕКЦИЯ
§ Определение личностной перспективы ребенка
§ Демонстрация ребенку групповой поддержки
§ Статусное перемещение и организация досуга
§ Выделение симптомокомплексов, требующих коррекции
§ Разработка и реализация программ коррекции
§ Внедрение методов специальной коррекции
§ Анализ результатов коррекционной работы с ребенком
СПЕЦИАЛЬНАЯ РАННЯЯ ПРОФИЛАКТИКА
§ определение целей и задач работы с ребенком и его ближайшим окружением
§ Разработка и реализация программы адаптации
§ Разработка и реализация программы работы с педагогами
§ Разработка и реализация программы работы с родителями
§ Внедрение методов специальной профилактики
§ Координация программ
§ Анализ эффективности программ
ОБЩАЯ РАННЯЯ ПРОФИЛАКТИКА
▪ Переориентация цели, критериев результативности педагогического процесса
▪ Освоение личностно-ориентированной модели образования
▪ «Субъект-субъектное» взаимодействие с детьми
▪ Рациональная организация педагогического процесса
▪ Внедрение методов общей ранней диагностики отклонений развития
▪ Анализ целостного педагогического процесса с позиций гуманизации
Принципы холотропного дыхания. Теоретические
положения
Широкое понимание человеческой психики, которое включает биографическую, перинатальную и трансперсональную области. Феномены, относящиеся ко всем этим областям рассматриваются как естественные и нормальные составляющие психологического процесса, они принимаются и поддерживаются целиком. Понимание того, что необычные состояния сознания, ...
Экспериментальные исследования по выявлению роли отца в семье.
Цель, задачи, методика констатирующего эксперимента
Исследование проходило в три этапа:
1этап. Выбор диагностических методик, позволяющих определить роль отца в жизни ребенка.
2 этап. Проведение диагностического исследования по определению роли отца в жизни ребенка.
3 этап. Качественный и количественный анализ в ходе исследованных данных.
Цель: изучить особенности детско-отцовских от ...
Позиция психолога по организации адаптации умственно-отсталых учащихся в
школах-интернатах
В последние годы неотъемлемой частью коррекционно-воспитательной работы в социальных школах стало психологическое сопровождение процесса обучения детей. Роль психолога в данных школах определяется необходимостью психолого-педагогической диагностики детей, постоянного психологического контроля за уровнем и динамикой их адаптации к школе. ...
Разделы