Несовершеннолетние правонарушители и подростки девиантного поведения нуждаются, прежде всего, в социально-педагогической реабилитации.
Социально-педагогическая реабилитация детей и подростков – это комплексная, многоуровневая и этапная система взаимосвязанных действий, направленных на возвращение, включение их в общество. Она заключается в обучении тому, как строить взаимоотношения с окружающими людьми и миром, включает аспекты профилактики и коррекции отклонений в его развитии.
Основными задачами СПР является:
§ предупреждение безнадзорности;
§ выявление источников и причин осложненного поведения;
§ профилактика социальных вредностей;
§ восстановление социального статуса (помощь в овладении социальными ролями, культурно-нравственными нормами и ценностями) через оптимизацию ведущей деятельности, нормализацию всей системы отношений с окружающими, изменение представлений ребенка о самом себе;
§ сохранение темпов психофизиологического и личностного развития.
Профилактика в системе реабилитации связана с устранением, сглаживанием, снятием причин, условий и факторов, которые вызывают те или иные отклонения в развитии личности. Чаще всего она связана со средой, социальным окружением ребенка.
Коррекция предполагает работу с конкретными отклонениями и направлена, прежде всего, на самого ребенка.
В результате создается определенное равновесие в психике и поведении ребенка, отвечающее норме поведения, адекватного возрасту ребенка и требованиям среды, в которой он живет. Оно достигается включением и интегрированием индивида в условиях, соответствующих требованиям нормальной жизни. В этом плане реабилитацию часто называют перевоспитанием.
Структурно-функциональная модель ранней профилактики и коррекции отклоняющегося поведения в школе:
СПЕЦИАЛЬНАЯ РАННЯЯ КОРРЕКЦИЯ
§ Определение личностной перспективы ребенка
§ Демонстрация ребенку групповой поддержки
§ Статусное перемещение и организация досуга
§ Выделение симптомокомплексов, требующих коррекции
§ Разработка и реализация программ коррекции
§ Внедрение методов специальной коррекции
§ Анализ результатов коррекционной работы с ребенком
СПЕЦИАЛЬНАЯ РАННЯЯ ПРОФИЛАКТИКА
§ определение целей и задач работы с ребенком и его ближайшим окружением
§ Разработка и реализация программы адаптации
§ Разработка и реализация программы работы с педагогами
§ Разработка и реализация программы работы с родителями
§ Внедрение методов специальной профилактики
§ Координация программ
§ Анализ эффективности программ
ОБЩАЯ РАННЯЯ ПРОФИЛАКТИКА
▪ Переориентация цели, критериев результативности педагогического процесса
▪ Освоение личностно-ориентированной модели образования
▪ «Субъект-субъектное» взаимодействие с детьми
▪ Рациональная организация педагогического процесса
▪ Внедрение методов общей ранней диагностики отклонений развития
▪ Анализ целостного педагогического процесса с позиций гуманизации
Стадиальность психического развития человека: проблема периодизации
развития в онтогенезе
Современная психология располагает значительным объемом знаний о развитии человека, начиная с пренатального периода (до рождения). Один из основных вопросов, которые требуют своего решения, касается того, можно ли представить ход развития в виде непрерывных изменений постепенно совершающихся с человеком или это процесс скачкообразных из ...
Стадии игровой зависимости, фазы игрового цикла
В своем развитии игровая зависимость проходит характерные стадии
, основные диагностические критерии которых подробно описаны R.L.Custer и представлены в таблице 1.
Таблица 1
Стадия выигрышей
Стадия проигрышей
Стадия отчаяния
Случайная игра
Частые выигрыши
Возбуждение предшествует и сопутствует игре
Более частые случа ...
Вступление
В работе на тему “Характер и его типы. Акцентуация характера” рассмотрены вопросы: понятие “характер”, учение о происхождении характера, типы характеров и их акцентуация. Слово “характер” употребляют, во-первых, когда хотят оценить поведение человека, во-вторых, когда речь идет не о случайных особенностях поведения, а о постоянных, прив ...
Разделы