Социально-педагогическая реабилитация в образовательном учреждении заключается в преодолении школьных и семейных репрессий в отношении запущенных детей и подростков, разрешении конфликтных ситуаций, преодолении неприязни по отношению к ним со стороны сверстников, выработке адекватной самооценки.
Процесс реабилитации ребенка во многом зависит от включения его в различные виды деятельности, раскрывающие потенциал и выявляющие индивидуальность. Поэтому в содержании реабилитации акцент следует делать на зону ближайшего социального развития. Среди ведущих методов актуализации резервных возможностей ребенка в процессе социальной реабилитации в современной психолого-педагогической литературе называют тренировку
(упражнение) и замещение
(компенсацию).
· ТРЕНИРОВКА СОЦИАЛЬНЫХ СВОЙСТВ И НАВЫКОВ происходит на двух уровнях. Сначала это могут быть искусственно созданные ситуации в имитационной игре или тренинге. Здесь главное внимание уделяется рефлексии имитационных отношений. По такому принципу строятся как тренинги развития социальных навыков, так и тренинги предупреждения вредных привычек. Реабилитационный потенциал тренинга заключается в осознании личностной ценности общественных норм и правил. На втором уровне социальных тренингов ребенок включается в реальные социальные отношения, но тоже с целью упражнений. Для детей с нереализованными социальными потребностями такой формой тренировки может быть участие в волонтерских объединениях и общественных акциях, когда вступает в действие принцип «равный обучает равного». Однако, следует заметить, что тренировка дает оптимальные положительные результаты тогда, когда касается не отдельной корригируемой функции, а личности ребенка в целом, т.е. охватывает психологический, физиологический и социальный аспекты организма.
· Организация эффективной социальной реабилитации возможна также благодаря КОМПЕНСАТОРНЫМ МЕХАНИЗМАМ, посредством которых нарушенное социальное проявление может быть заменено другим. К этому средству в педагогической работе тоже приходится прибегать довольно часто: спорт вместо наркотиков. Туризм вместо страха одиночества. УДО вместо беспризорной улицы и т.д.
· Еще один метод актуализации внутренних ресурсов личности ребенка, имеющего нарушения социальных связей – МЕТОД ВОЗВРАЩЕНИЯ к той точке социального развития, когда он испытывал эмоциональное благополучие, успех и удовольствие от личностного социального роста в рамках нормального, а не аномального социального развития. Аналогом данного метода является психоанализ. Дети могут осуществить рефлексию своей собственной жизни и видеть различия между прошлым и настоящим, точнее могут сформулировать желаемое, определить свою позицию, уровень притязаний, способны увидеть свои собственные проблемы в контексте проблем семьи. Межличностных отношений и конфликтных ситуаций. У них стабилизируется самооценка и снижается уровень тревожности. Меняется, прежде всего, эмоциональное отношение к проблеме, а следовательно, идет активный поиск стратегии автономного личного поведения, повышается ответственность и меняются ценностные установки.
Рекомендации
Учитывая зависимость темперамента от типа нервной системы рекомендуем проводить исследования темпераментного профиля в совокупности с темпинг-тестом, позволяющим определить тип нервной системы. Результаты не должны противоречить друг другу.
Так же можно предлагать испытуемым прохождение тестов по методу интегральной диагностики. Данная ...
Психология юности
Сегмент 1 - 4.1 Юность (18-22 года).
Введение
Юность, - этап жизни человека, границы которой связываются с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Человек должен принять на себя ответственность за устройство жизни в той степени, в какой это возможно в конкретных социальных условиях. С этой точки зрения юность - ...
Иерархическое строение когнитивных (познавательных) процессов
Итоги первого этапа развития когнитивной подхода были подведены в книге Улрика Найссера «Когнитивная психология», вышедшей в свет в 1967 году. Уже во введении он пишет, что конструктивный характер наших познавательных процессов является фундаментальным фактом. Задача когнитивной психологии состоит в том, чтобы понять, каким образом «вос ...
Разделы