Материалы » Особенности формирования самооценки у подростков с нарушением интеллекта » Теоретическое обоснование проблемы самооценки у подростков с нарушением интеллекта. Понятие самооценки в отечественной и зарубежной психологии

Теоретическое обоснование проблемы самооценки у подростков с нарушением интеллекта. Понятие самооценки в отечественной и зарубежной психологии
Страница 2

Л.И.Божович утверждал, что в своих притязаниях личность выдвигает требования не только к ожидаемому успеху, но и к самому себе - уровню, качеству, способу, своей активности при осуществлении деятельности. Притязания личности ярче всего выражают гармоничность или противоречивость ее натуры.

Характеризуя самооценку личности, принято выделять адекватную, а так же завышенную или заниженную, т.е. неоптимальную, неадекватную.

По мнению многих авторов, при оптимальной, адекватной самооценке субъект правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций.

К оптимальной относится самооценка высокого уровня, самооценка выше среднего уровня (когда человек заслужено ценит, уважает себя, доволен собой), а также самооценка среднего уровня (когда человек уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию).

Но самооценка может быть неоптимальной - чрезмерно завышенной или слишком заниженной. На основе неадекватной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения завышенной самооценки. Происходит острое эмоциональное отталкивание всего, что нарушает привычное представление о себе. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным - чисто эмоциональным.

По мнению И.С.Кона, человек с завышенной неадекватной самооценкой не желает осознавать, что все это- следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способности или неправильного поведения. При этом возникает тяжелое эмоциональное состояние- эффект неадекватности, главной причиной которого является стойкость сложившегося стереотипа завышенной оценки своей личности. Самооценка может быть и заниженной, т.е. ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности к себе, робости и отсутствия дерзаний, невозможности реализовать свои возможности, способности.

Такие люди не ставят перед собой труднодостижимых целей, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.

Слишком низкая или слишком высокая самооценка нарушает процесс самоуправления, искажает самоконтроль. Особенно это заметно в общении, где лица с высокой и низкой самооценкой выступают причиной конфликтов.

При высокой самооценке конфликты возникают из-за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного обращения с ними, слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости к чужому мнению, проявлению высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе мешает им замечать, как они даже оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений.

При заниженной самооценке конфликты могут возникать из-за чрезмерной критичности этих людей. Они очень требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других.

Завышенная самооценка непосредственно связана с завышенными притязаниями, с переоценкой своих возможностей, талантов и перспектив. Заниженная самооценка отражается в невысоком уровне притязаний, появляется в ожидании неудач, неуспеха, снижении активности.

По мнению В.Сатир индивидуальная самооценка является ключевым фактором в том, что происходит во внутреннем мире человека и в его отношениях с другими людьми.

Самооценка личности связана с одной из центральных потребностей человека - потребностью в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении. Самооценке отводится центральная роль в общем контексте формирования личности- ее возможностей, направленности, активности, общественной значимости. Ценности, используемые личностью, составляют ядро самооценки определяющие специфику ее функционирования как механизма саморегуляции и совершенствования. Самооценка, будучи когнитивной составляющей Я- концепции, участвует в процессе выбора мотивов, соответствующих личностным ценностям, в акте целеполагания, являясь частью психологического регулятора отношений между личностью и обществом, таким образом, влияя на взаимоотношения между людьми.

Страницы: 1 2 3


Методы психологии
В психологии существуют специальные методы, с помощью которых выявляются существенно важные факты, закономерности и механизмы психики. Наблюдение — научный метод исследования — переход от описания факта к объяснению его внутренней сущности. Необходимые условия: четкий план наблюдения, фиксация результатов наблюдения, построение гипотез ...

Возрастные стадии психического развития человека с позиции А.Н. Леонтьева
Существует весьма большое количество подходов к проблеме развития психики человека. А.Н.Леонтьев выделяет семь стадий развития психики человека: новорожденность и младенчество (ранний младенческий возраст и поздний младенческий возраст), ранний возраст (преддошкольный возраст), дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый ...

Изучение отдельных случаев
Интенсивное изучение одного человека может быть проиллюстрировано случаем мужчины среднего возраста с мозговой травмой, наблюдавшегося Гольдштейном и сотрудниками в течение ряда лет. (Hanfmann, Rickers-Ovsiankina, & Goldstein, 1944). Этот мужчина жил в учреждении, и его каждодневное поведение в этих условиях, как и показатели по ста ...