Каждый год перед выпускниками школ встает задача профессионального выбора. От успешного решения этой задачи во многом зависит будущее нынешнего школьника.
От чего же зависит профессиональный выбор? Это могут быть внутренние и внешние факторы. К внешним факторам можно отнести влияние друзей, учителей, родителей, а также условия труда будущей профессии, ее престижность, перспективность и т.п. К внутренним факторам относят интересы и склонности личности, ее способности, цели, направленность.
Из всего перечня факторов выберем для рассмотрения профессиональные интересы, так как они очень важны для профессионального выбора.
Действительно, интерес к труду – важнейшее условие выбора профессии. Об этом красноречиво свидетельствуют многие исследования. Так, в исследованиях показано, что среди молодых рабочих, намеревающихся менять профессию, очень мало таких, кто избрал профессию, руководствуясь осознанным интересом к содержанию труда. Отмечено, что интерес к содержанию труда является ведущим мотивом выбора профессии у школьников.
Роль интереса - важнейшее условие выбора профессии. Интерес к профессии – необходимое условие эффективного труда. Наряду с природной одаренностью для эффективного труда решающее значение имеет интерес работника к данной профессии.
Рассмотрим профессиональные интересы в их взаимосвязи с личностными особенностями учащихся.
Можно предположить, что такая связь существует. Очевидно, что для того, чтобы человек выбрал профессию, связанную, например, с техникой, нужно, чтобы он обладал определенными личностными качествами, к примеру, имел реалистические взгляды на мир, был уверен в себе, эмоционально стабилен. Гипотеза: личностные особенности учащихся оказывают влияние на формирование их профессиональных интересов.
Целью данной работы является выявление взаимосвязи между личностными особенностями учащихся и их профессиональными интересами.
Для этого необходимо решение следующих задач:
Изучить литературу по данному вопросу;
Подобрать методики, позволяющих выделить предмет исследования;
Провести экспериментальное исследование, результаты которого могли бы установить наличие (или отсутствие) данной связи.
Объектом исследования является группа учащихся 9-х классов средней школы. Предметом исследования являются профессиональные интересы учащихся и их личностные особенности.
Методы исследования:
дифференциально-диагностический опросник Климова;
опросник Голланда;
социометрическое исследование;
методика Дембо –Рубинштейн.
Определение адаптации
В зарубежной психологии значительное распространение получило необихевиористское определение адаптации, которое используется, например, в работах Г.Айзенка и его последователей.
Адаптацию они определяют двояко [31]:
а) как состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды – с другой полностью удовлетворены ...
Анализ результатов контрольного исследования уровня школьной мотивации по
методике Н.Г. Лускановой
Цель: исследование школьной мотивации у подростков после коррекционно–развивающей программы. Дата проведения: 5.07.2005.
Общий уровень школьной мотивации в группе средний. Четверо подростков (02, 04, 05,09)-40% имеют уровень школьной мотивации выше среднего. Эти учащиеся отличаются наличием познавательных мотивов, стремятся успешно вып ...
Соотношение знания и веры. Разные виды веры
Ученых сплачивает в научное сообщество, как мы уже видели, приверженность единому взгляду на окружающий мир, единому методу получения нового знания, а не следование какой-либо идее, верованию, что свойственно для верующих людей. Однако любой исследователь при проведении исследования пользуется научными парадигмами - определяемыми Т. Кун ...



Разделы