Инструментарий исследования
Страница 1

В специально разработанный опросник были включены методики, нацеленные на изучение экономико-психологических характеристик личности респондентов, а также измерения величины социального капитала. Ниже приводится подробное описание инструментария исследования.

Методика измерения экономико-психологических характеристик личности

Данный методический инструмент представляет собой сокращенную версию стандартизированной программы исследований экономико-психологических характеристик личности А.Л. Журавлева и Н.А. Журавлевой. Эта программа была разработана в лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии Российской Академии Наук в качестве методического инструмента исследования экономического сознания. Ниже приводится методика.

Переменные (экономико-психологические характеристики):

1. Из блока показателей под названием «Удовлетворение экономических потребностей и экономические притязания» был взят индикатор «Представление о своих возможностях в экономической сфере», который представлен вопросом «Как Вы оцениваете зависящие от Вас возможности в повышении Ваших личных доходов?»

2. Параметр «Отношение к собственности» измерялся по индикаторам:

2.1. «степень желания быть собственником», который оценивался с помощью следующего вопроса: «Оцените, пожалуйста, степень Вашего желания быть собственником»

2.2. «отношение личности к социально-экономическим условиям жизнедеятельности», величина которого определялась по ответам на вопросы: «Как Вы относитесь к тем экономическим изменениям, которые происходят в нашей стране в целом?», «Как Вы относитесь к тем экономическим изменениям, которые происходят в Вашем городе?», «Как часто Вы смотрите в средствах массовой информации передачи об экономической политике нашей страны?»

2.3. Для выявления «степени проявления личностью интереса к макроэкономике страны» задавались вопросы «В какой степени Вы интересуетесь положением дел в экономике нашей страны?», «В какой степени Вы интересуетесь положением дел в экономике Вашего города?»

3. Следующим блоком является «Отношение к деньгам». Индикаторами отношения личности к деньгам являются:

3.1. «ценностный компонент» (субъективная оценка степени значимости денег), оцениваемый по вопросам: «Насколько, по Вашему мнению, деньги значимы для Вас?», Как Вы оцениваете силу Вашего желания иметь деньги?»

3.2. «социальные представления личности о модальности роли денег в общественной и индивидуальной жизни», оцениваемый по вопросам «Как, по Вашему мнению, большинство окружающих Вас людей относятся к богатым, материально состоятельным людям?», «Как, по Вашему мнению, большинство окружающих Вас людей относятся к бедным, несостоятельным людям?»

4. Из блока «Отношение к богатству и бедности» был взят показатель «отношение респондента к бедным и богатым людям», величина которого определялась на основе ответов на вопросы: «Как лично Вы относитесь к богатым, состоятельным людям?», «Как лично Вы относитесь к бедным, несостоятельным людям?»

5. Параметр «Деловая активность» оценивался при ответе на вопрос «Оцените уровень Вашей деловой активности в настоящее время»

6. Были использованы индикаторы параметра «отношение к экономическому риску»:

Страницы: 1 2 3 4 5


Мотивация трудовой деятельности
Мотивация является одним из основных факторов, определяющих эффективность трудовой деятельности. Мотивация - это побуждение себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. Психологи выделяют два вида мотивации: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя мотивация связана с интересом к деятельности, со значимостью ...

Теория культурного переноса
Ряд социологов подчеркивает сходство между способом выработки девиантного поведения и способом выработки любого другого стиля поведения. Одним из первых к такому выводу пришел французский социолог Габриэль Тард (1843-1904), еще в конце XIX в. сформулировавший теорию подражания для объяснения девиантного поведения. Тард утверждал, что пр ...

Символические жесты
Вы, несомненно, не один раз были в театре, на концерте, смотрели выступление актеров по телевидению. Вспомните, как они жестикулируют, заканчивая выступление, прощаясь с публикой. Самый частый жест -- поклоны как символ благодарности за теплый прием, за аплодисменты. Или, стоя на авансцене, актер широко разводит руки в стороны, как бы з ...