Заключение
Страница 1

Самооценка – это оценка личностью самого себя, своих возможностей, собственных качеств, достоинств, недостатков и места среди других людей. Самооценка определяет взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека, на развитие его личности. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний, целей, которые человек перед собой ставит.

Проблеме формирования особенностей самооценки посвящены исследования многих ученых: Андрущенко Т.Ю., Божович Л.И., Выготский Л.С., Джеймса У., Дульнева Г.М., ЗахаровойА.В Кожалиевой Ч.Б., Коломинского Н.Л., Кона И.С., Кузьмицкой М.И., Липкиной А.И., Лисиной Л.И., Назамбаевой Ж.И., Рубинштейна С.Я., Ушакова И.П

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что впервые стремление к самопознанию и самооценке возникает в младенческом возрасте, в общении с близкими взрослыми.

В дошкольном детстве, как отмечают Божович Л.И., Лисина Л.И., Эльконин, преобладает преувеличение ребенком своих достижений, завышение собственной самооценки.

Примерно в 11-12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой по своему общему уровню и неустойчивой.

Подростки, изучая себя, представляют, что и другие люди тоже постоянно наблюдают за ними, оценивают их. Для подростка важно не только знать, какой он на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности. Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся главным образом благодаря влиянию семьи и сверстников.

Изучению самооценки подростков с нарушением интеллекта посвящены исследования Дульнева Г.М., Кожалиевой Ч.Б., Кона И.С., Коломинского Н.Л., Назамбаевой Ж.И., Ушакова И.П. и др Они отмечали, что в подростковом возрасте у детей с данной категорией самооценка в обычных условиях воспитания беспрерывно подвергается резким и контрастным воздействиям. Часто у таких детей самооценка неадекватная, правильные понятия о своих возможностях не сформированы. Они не способны критично оценивать свои действия и поступки.

Самооценка умственно отсталых учеников в подростковом в значительной мере определяется видом выполняемой им деятельности, учебным предметом и успехами в обучении.

В процессе коррекционного обучения происходит формирование адекватной самооценки у большинства умственно отсталых учащихся и ведущая роль в этом принадлежит учителю.

По нашему мнению, более углубленное изучение этой проблемы позволит наметить пути формирования адекватной самооценки у подростков с нарушением интеллекта.

Целью констатирующего этапа исследования было выявление особенностей самооценки у подростков с нарушением интеллекта.

Были поставлены следующие задачи:

1. выявление уровня самооценки у подростков с нарушением интеллекта;

2. изучение особенностей оценки личностных качеств подростками с нарушением интеллекта;

3. выявление эмоциональной окрашенности самооценки у подростков с нарушением интеллекта.

Для решения поставленных задач мы использовали следующие методики:

· «Шкала самооценки» ( по Ч.Д. Спилбергу, Ю.Л.Ханину);

· Тест на нахождение количественного выражения уровня самооценки (по С.А. Будасси);

· «Какой Я?» ( Р.С. Немова).

Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента позволил нам выделить следующие особенности самооценки:

1. преобладание неадекватно завышенного уровня самооценки;

2. высокий уровень ситуативной и личностной тревожности, непосредственно влияющий на самооценку детей;

3. высокая оценка физической привлекательности (себя и других; внешность, красота); низкая оценка своих интеллектуальных возможностей (ума).

4. большое расхождение между реальной и идеальной самооценкой с тенденции к невротизации личности.

Выделенные трудности в формировании самооценки учащихся с легкой умственной отсталостью нацеливают нас на составление комплекса психокоррекционных занятий по их преодолению.

Целью формирующего этапа является выявление особенностей формирования самооценки у подростков с нарушением интеллекта.

С этой целью на формирующем этапе исследования мы составили комплекс из 10 коррекционных занятий, направленный на формирование самооценки у подростков с нарушением интеллекта. Занятия проводились 2 раза в неделю во второй половине дня. Они длились 40-45 минут.

Страницы: 1 2


Особенности самооценки у подростков с нарушением интеллекта
Самооценке принадлежит важная роль в процессе саморегуляции повеления индивида и его взаимодействия с окружающей средой. Она играет большую роль в формировании самосознания. Проблемам обучения и воспитания детей с дефектами в развитии большое внимание уделял Л.С.Выготский. Он считал, что нельзя ограничиваться констатацией того, что у у ...

Трудности общения
Трудности межличностного неформального общения, в отличие от коммуникативных барьеров, сопровождаются нервно-психическим напряжением. Они различаются по степени нервно-психического напряжения, по типу ситуаций, в которых имеют тенденцию возникать, и по степени влияния на успешность общения. В. Н. Куницыной предложена общая классификаци ...

Специальное обучение
Если ребёнку трудно учиться в обычном классе, то по решению медико-психолого-педагогической комиссии его переводят в специализированный класс [39]. Ребёнку с СДВГ может помочь обучение в особых условиях, соответствующих его способностям. Основные причины плохой успеваемости при данной патологии – невнимательность и отсутствие должной м ...