Заключение
Страница 2

В основу разработанных занятий легли психокоррекционные методы, предложенные Хухлаевой О.В. (2006), Крюковой С.В., Слободяник Н.П. (2003), Чистяковой М.И. (1990), Яковлевой Н.Г. (2002) (игротерапия, сказкотерапия, психогимнастика, и др.).

На коррекционных занятиях решались следующие задачи:

• повышать уровень в себе;

• оптимизировать «Я-Концепцию» и уровень притязаний;

• развивать чувство эмпатии, умение выражать свои эмоциональные состояния;

• развивать групповую сплоченность;

• развивать коммуникативные навыки;

• развивать словарь детей, отражающий качества характера и внешности.

Коррекционно-развивающая работа проводится в три этапа:

– Первый этап являлся вводным. Его цель – формирование благоприятных условий для работы группы, установление позитивного эмоционального контакта через создание условий для раскрепощения учащихся в группе.

– Работа на втором, реконструктивном, этапе проводилась на трех уровнях: когнитивном, эмоциональном и поведенческом, что обуславливается трехкомпонентной структурой самооценки. Основным методом когнитивного уровня является беседа. С помощью этого метода у школьников формировалось осознание своей ценности, положительное отношение к себе и окружающим. При работе на эмоциональном уровне особое внимание уделялось овладению приемами саморегуляции. Большое значение придавалось развитию способности к эмоциональной децентрации, формированию позитивного отношения к себе и другим. На этом уровне использовались приемы арртерапии и психогимнастика. На поведенческом уровне происходило формирование более адаптивных поведенческих партнеров, преодоление стереотипов. Основным методом поведенческого уровня являлась игротерапия.

– Третий этап – закрепляющий. Его задача – помочь испытуемым прийти к осознанию собственной значимости, сформировать уверенность в себе, доброжелательной отношение к сверстникам.

В ходе эксперимента были выделены следующие особенности формирования самооценки у подростков с нарушением интеллекта:

- ориентация в работе на развитие когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов и реалистичности самооценки;

- расширение у учащихся критериев собственной ценности;

- создание ситуации успеха;

- создание у подростков чувства безопасности и дозволенности в системе отношений на занятиях, благодаря чему они могут свободно исследовать и выражать свое «Я», безопасно проявлять свои эмоции и чувства.

Проведение формирующего эксперимента показало эффективность составленного комплекса занятий. Контрольное проведение срезов выявило у учащихся экспериментальной группы увеличение показателей по высокому уровню тревожности, снижению по низкому уровню. Также увеличилось количество детей на среднем уровне личностной тревожности.

Школьники стали реальнее оценивать свои возможности и силы, более внимательно относится к оценке своих и чужих личностных качеств, внешности.

Все перечисленные показатели подтверждают произошедшие качественные изменения в самооценке у подростков с нарушением интеллекта.

В ходе эксперимента была подтверждена выдвинутая нами гипотеза.

Страницы: 1 2 


Организация и методы исследования. Программа исследования
Цель исследования: 1. Выявить структуру агрессивности подростков. Задачи: - изучение теоретического материала по проблемам агрессии в подростковом возрасте; - изучение особенностей подросткового возраста: - исследование особенностей агрессивного поведения с старшем и младшем подростковом возрасте. Методики: - Опросник Басса-Дарки ...

Чувствительный тип личности
Эти дети робки и застенчивы. Однако у них установившиеся стойкие дружеские связи с теми, к кому они привыкли. Учатся они старательно, прилежно. Основным их свойством является повышенная чувствительность, сентиментальности, они чутко реагируют на любые оценки со стороны окружающих. Хорошо понимают самые тонкие нюансы поведения людей, поэ ...

Спорт как фактор формирования самооценки
Не вызывает сомнения тот факт, что ведущая деятельность человека на­кладывает определённый отпечаток на его личностные особенности. В данном случае в качестве ведущей деятельности выступает спортивная и учебная. Многими авторами отмечается огромное влияние спорта на процесс формиро­вания личности (Богданова Д.Я., 1974; Медведев В.В., 19 ...