Методы диагностики мышления

Методика «Что здесь лишнее?»

Цель:

Оценка образно-логического мышления, уровня сформированности анализа и обобщения у ребенка.

Ход обследования:

Каждый раз, пытаясь определить лишний предмет в группе, ребенок должен был обязательно поочередно назвать вслух все предметы рассматриваемой группы.

Время работы:

длительность работы с заданием 3 минуты.

Инструкция:

«На каждой из этих картинок один из 4 изображенных предметов является лишним, неподходящим. Определи, какой это предмет и почему он является лишним».

Результаты исследования отражены в диаграмме диагностики мышления детей с СДВГ и с нормой развития (см. диаграмма 2).

Методика «Классификация»

Цель

: выявление умения классифицировать, умения находить признаки, по которым произведена классификация.

Текст задания

: рассмотри эти два рисунка (указываются рисунки к заданию (Рисунок 4)). На одном из этих рисунков нужно нарисовать белочку. Подумайте, на каком рисунке ты бы ее нарисовал. От белочки к этому рисунку проведи карандашом линию.

Рисунок 4. Материал к методике «Классификация»

Результаты исследования отражены в диаграмме диагностики мышления детей с СДВГ и с нормой развития (см. диаграмма 2).

Диаграмма 2. Диагностика мышления детей с СДВГ и с нормой развития

Таким образом, из диаграммы диагностики мышления детей с СДВГ и с нормой развития видно, что: восемь детей с нормой развития и двое детей с СДВГ выполнили задание на очень высокий балл; двое детей с нормой развития и шестеро детей с СДВГ получили высокий балл; один ребёнок с СДВГ показал средний результат и один ребёнок с СДВГ показал очень низкий результат выполнения заданий. На основании проведённого исследования можно сделать выводы:

1) уровень количественных показателей сформированности мышления у детей с СДВГ значительно ниже, чем у детей с нормой развития;

2) задания детьми с СДВГ выполнялись с ошибками, характер ошибок и их распределение во времени качественно отличается от нормы;

3) все виды контроля за своей деятельностью детей с СДВГ являются несформированными или значительно нарушенными;

4) анализ данных показывает, что симптомы СДВГ влияют на снижение показателей выполнения тестов по всем параметрам, но доказывает, что органических поражений интеллекта не наблюдается, т. к. результаты варьируются в пределах средних возрастных показателей;

5) в процессе обучения детей с СДВГ элементарным приёмом овладения логического мышления требуется значительно большая по сравнению с нормой развития в количественном и качественном отношении помощь педагога, взрослого.


Описание методики
Методика – опросник агрессивности Басса – Дарки. Опросник предназначен для исследования агрессивных и враждебных реакций. Состоит из 75 вопросов Инструкция: поставьте «да» около тех положений, с которыми вы согласны, и «нет» - около тех, с которыми не согласны. Опросник выделяет следующие формы агрессивных и враждебных реакций: Физи ...

Речь
Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, является речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь - процесс общения людей посредством языка. Для того чтобы уметь говорить и понимать чужую речь, необходимо знать язык и уметь им пользоватьс ...

Формы отклоняющегося поведения
Типичные личностные реакции подросткового возраста: активный протест («оппозиция»); стремление подражать определенному образу, кумиру («имитация»); стремление добиться успеха там, где не чувствуешь себя уверенно («гиперкомпенсация»); стремление освободиться от опеки и контроля старших («эмансипация»); группирование со сверстни ...