Методы диагностики мышления

Методика «Что здесь лишнее?»

Цель:

Оценка образно-логического мышления, уровня сформированности анализа и обобщения у ребенка.

Ход обследования:

Каждый раз, пытаясь определить лишний предмет в группе, ребенок должен был обязательно поочередно назвать вслух все предметы рассматриваемой группы.

Время работы:

длительность работы с заданием 3 минуты.

Инструкция:

«На каждой из этих картинок один из 4 изображенных предметов является лишним, неподходящим. Определи, какой это предмет и почему он является лишним».

Результаты исследования отражены в диаграмме диагностики мышления детей с СДВГ и с нормой развития (см. диаграмма 2).

Методика «Классификация»

Цель

: выявление умения классифицировать, умения находить признаки, по которым произведена классификация.

Текст задания

: рассмотри эти два рисунка (указываются рисунки к заданию (Рисунок 4)). На одном из этих рисунков нужно нарисовать белочку. Подумайте, на каком рисунке ты бы ее нарисовал. От белочки к этому рисунку проведи карандашом линию.

Рисунок 4. Материал к методике «Классификация»

Результаты исследования отражены в диаграмме диагностики мышления детей с СДВГ и с нормой развития (см. диаграмма 2).

Диаграмма 2. Диагностика мышления детей с СДВГ и с нормой развития

Таким образом, из диаграммы диагностики мышления детей с СДВГ и с нормой развития видно, что: восемь детей с нормой развития и двое детей с СДВГ выполнили задание на очень высокий балл; двое детей с нормой развития и шестеро детей с СДВГ получили высокий балл; один ребёнок с СДВГ показал средний результат и один ребёнок с СДВГ показал очень низкий результат выполнения заданий. На основании проведённого исследования можно сделать выводы:

1) уровень количественных показателей сформированности мышления у детей с СДВГ значительно ниже, чем у детей с нормой развития;

2) задания детьми с СДВГ выполнялись с ошибками, характер ошибок и их распределение во времени качественно отличается от нормы;

3) все виды контроля за своей деятельностью детей с СДВГ являются несформированными или значительно нарушенными;

4) анализ данных показывает, что симптомы СДВГ влияют на снижение показателей выполнения тестов по всем параметрам, но доказывает, что органических поражений интеллекта не наблюдается, т. к. результаты варьируются в пределах средних возрастных показателей;

5) в процессе обучения детей с СДВГ элементарным приёмом овладения логического мышления требуется значительно большая по сравнению с нормой развития в количественном и качественном отношении помощь педагога, взрослого.


Рациональное и чувственное познания действительности
Для психологов и педагогов особенно важными является различение чувственного и рационального познаний . Главные элементы чувственного познания: · ощущения, · восприятия, · представления, · эмоции. С точки зрения психологии, ощущение представляет собой простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предмето ...

Практическая часть
1. Описание проведения исследования Задачи и организация исследования. В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования: 1. Теоретически изучить различные виды аддиктивного поведения человека 2. Рассмотреть профилактическую деятельность аддиктивного поведения 3. Провести методику диагностики склоннос ...

Результаты исследования
С помощью методики Басса – Дарки мы исследовали среди учащихся 6 и 9 классов особенности агрессивных и враждебных реакций. В таблице 1 представлены средние арифметические баллы по каждому классу согласно результатам проведенного исследования. Таблица 1 (средние баллы по каждой исследуемой группе) Вид агрессии класс Физическая ...