Материалы » Личность в группе » Отрицательное влияние группы на личность

Отрицательное влияние группы на личность
Страница 5

Все то, о чем говорилось в эксперименте С.Милгрэма, дей­ствует на человека в реальных группах, где на него часто оказы­вается давление отдельными лицами самими по себе и от имени этих групп. Следовательно, считать влияние группы на индиви­да только положительным фактором нельзя.

Другим возможным отрицательным следствием группового влияния может быть то воздействие, которое оказывается обычно на одаренных творческих личностей, существенно отличающихся по своей психологии от большинства членов данной группы. На это обстоятельство в свое время обратил внимание В.М.Бех­терев.

Проведя ряд индивидуальных и групповых экспериментов, в результате которых сравнивались показатели творческой работы группы и индивида, В.М.Бехтерев показал, что в творчестве группа может уступать особо одаренным личностям. Выясни­лось, в частности, что коллективное творческое решение, если оно принимается по «большинству», методом простого голосо­вания, нередко оказывается более низкого качества, чем част­ное творчество особо одаренных личностей, включенных в данную группу. Их оригинальные идеи отвергаются большинство потому, что непонятны ему, и такие личности, находясь под сильным психологическим давлением «квалифицированного» (на самом деле некомпетентного) большинства, сдерживаются, по­давляются в своем творческом развитии. В печальной истории нашей страны за последние семь десятков лет мы встречались с немалым количеством примеров, подтверждающих вывод Бех­терева. Имеются в виду многие одаренные писатели, художни­ки, ученые, инженеры, которые были исключены из своих твор­ческих коллективов и, более того, волею судьбы оказались за рубежом, где и получили признание по достоинству.

Последний факт, который здесь следует еще раз напом­нить — мы его уже рассматривали, — касается конформного поведения. Конформизм — широко распространен­ный феномен, выражающий собой безусловно отрицательное влияние группы на личность, побуждающий ее вести себя нече­стно. И чем более сплоченной является группа в своем психо­логическом давлении на индивида, тем более конформно он вынужден поступать.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Особенности мыслительной деятельности детей с ЗПР.
Эту проблему изучали У.В. Ульенкова, Т.В. Егорова, Т.А. Стрекалова и другие. Мышление у детей с ЗПР более сохранно, чем у умственно отсталых детей, более сохранна способность обобщать, абстрагировать, принимать помощь, переносить умения в другие ситуации. На развитие мышления оказывают влияние все психические процессы: уровень развити ...

Психологические подходы к изучению коммуникативных способностей. Проблема способностей в контексте психологических теорий
«Способность» – одно из наиболее общих психологических понятий. В отечественной психологии многие авторы давали ему развернутые определения. В частности, С.Л. Рубинштейн понимал под способностями «…сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной ...

Анализ результатов первичного исследования по методике Н.Г. Лускановой
Цель: анализ уровня школьной мотивации. Дата проведения: 30.04.2005г. Общий уровень школьной мотивации в группе низкий. Четверо учащихся (01, 07, 09, 10) -40% имеют низкий уровень школьной мотивации. Они посещают занятия неохотно, испытывают трудности в познавательной деятельности, испытывают затруднения в социально-психологической дез ...