Материалы » Введение в психологию » Возникновение психологии как науки

Возникновение психологии как науки

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты, которые решались либо в плане идеализма, либо в плане материализма. Так, материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Но идеалист-философ Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи — вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий.

Великий философ Аристотель в трактате «О душе» выделил психологию, как своеобразную область знания и впервые выдвинул теорию о неразделимости души и живого тела.

Первичная познавательная способность человека — ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому, «как воск принимает оттиск печати без железа и золота». Ощущения оставляют след в виде представлений — образов тех предметом, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей — ассоциации вакхических явлений.

Таким образом, I этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III этап — психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, — а именно поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году в основанной в Лейпциге немецким психологом Вильгельмом Вундтом первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Вскоре, в 1885 году, Бехтерев В. М. организовал подобную лабораторию в России.


Методика «Какой Я?» (Р.С. Немова)
Цель. Выявление особенностей и уровня самооценки у подростков. Процедура исследования: ребенку дается вопрос, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, представляется в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы. В шкала ...

Обследование ребенка
Задача логопеда - психолога состоит в том, чтобы с помощью наи­более простых и компактных приемов быстро и правильно определить уровень речевого развития и особенности рече­вого дефекта обследуемого и решить вопрос о том, в какую группу должен быть зачислен ребенок. Чтобы обследование проходило успешно, не занимало много времени, важно ...

Приложения
Приложение 1 Список экспериментальной группы детей МДОУ №204 «Звуковичок» компенсирующего вида 2001–2002 гг. рождения 1. Балакиров Роман 2. Безуглов Михаил 3. Емельяненко Максим 4. Живлякова Мария 5. Зинченко Дарья 6. Отрощенко Данил 7. Панова Анжела 8. Фольц Яков 9. Харламов Дмитрий 10. Шляпников Дмитрий Список контрольной ...