Материалы » Введение в психологию » Психика как субстанция и психика как субстрат

Психика как субстанция и психика как субстрат
Страница 3

Таким образом, психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и существовать.

Психика человека — качественно более высокий уровень, чем психика животных.

Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые биологически-морфологические особенности человека устойчивы уже в течение 40 тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности. Трудовая деятельность имеет продуктивный характер; труд, осуществляя процесс производства, запечатлевается в своем продукте, т. е. происходит процесс воплощения, опредмечивания е продуктах деятельности людей их духовных сил и способностей. Таким образом, материальная, духовная культура человечества — это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества. Свадебный банкет в москве - банкетныи зал для свадьбы в москве sohocountry.com.

Труд — это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу. Для трудовой деятельности характерно: 1) употребление и изготовление орудий труда, их сохранение для последующего использования; 2) продуктивный характер и целенаправленность процессов труда; 3) подчиненность труда представлению о продукте труда-трудовой цели, которая как закон определяет характер и способ трудовых действий; 4) общественный характер труда, осуществление его в условиях совместной деятельности; 5) труд направлен на преобразование внешнего мира. Изготовление, употребление и сохранение орудий труда, разделение труда способствовали развитию абстрактного мышления, речи, языка, развитию общественно-исторических отношений между людьми. В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки н функции в высшие психические функции — специфически человеческие-, общественно исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знакрв, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.

Действия человека, его активность существенно отли чаются от действий, поведения животных.

Таблица 1.1

Важнейшие особенности

 

деятельности животных

деятельности человека

 

1

2

 

Инстинктивно-биологическая деятельность

Направляется познавательной потребностью и потребностью в общении

 

Нет совместной деятельности

Каждое действие приобретает для людей смысл лишь в силу того места, которое оно занимает в их совместной деятельности

Руководствуются наглядными впечатлениями, действуют в рамках наглядной ситуации

Абстрагирует, проникает в связи и отношения вещей, устанавливает причинные зависимости

Типичны наследственно закрепленные программы поведения (инстинкты)

Передача и закрепление опыта через социальные средства общения (язык и другие системы знаков)

Могут создавать вспомогательные средства, орудия, но не сохраняют их, не используют орудия постоянно

Изготовление и сохранение орудий труда, передача их последующим поколениям

Приспосабливаются к внешней среде

Преобразуют внешний мир в соответствии со своими потребностями

Страницы: 1 2 3 4


Ранний возраст от 1 года до 3 лет.
Автономная речь ребенка довольно быстро (обычно в течение полугода) трансформируется и исчезает. Необычные и по звучанию, и по смыслу слова заменяются словами «взрослой» речи. Но разумеется, быстрый переход на новый уровень речевого развития возможен только в благоприятных условиях – в первую очередь, при полноценном общении ребенка со ...

Развитие конкретно-психологических подходов к личности в отечественной психологии
В отечественной психологии советского и постсоветского периода проблема личности выдвигается в центр исследовательского внимания. Но в понимании ее природы, сущности развивались и сталкиваются несколько подходов. Первый подход ставил акцент на социальной сущности личности. Он опирался на марксистское учение о личности, выражал позицию & ...

Экспериментальное исследование психологических особенностей процесса принятия решений у работников служб экстренного вызова
Программа исследования и его организация. Экспериментальное исследование психологических особенностей процесса принятия решений проводилось среди сотрудников медицинских учреждений г. Калуги. Экспериментальной базой исследования выступали Станция Скорой Медицинской Помощи, больница «Сосновая роща», дневной стационар поликлиники № 1 им. ...