Материалы » Введение в психологию » Психика как субстанция и психика как субстрат

Психика как субстанция и психика как субстрат
Страница 4

Деятельность — это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива (рис. 1.5).

Рис. 1.5. Структура деятельности

Мотивы и цели могут не совпадать. То, почему человек действует определенным образом, часто не совпадает с тем, для чего он действует. Когда мы имеем дело с активностью, в которой отсутствует осознаваемая цель, то здесь нет и деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение, которое управляется непосредственно потребностями и эмоциями.

Поступок — действие, выполняя которое человек осознает его значение для других людей, т. е. его социальный смысл.

Действие имеет подобную деятельности структуру: цель — мотив, способ — результат. Различают действия: сенсорные (действия по восприятию объекта), моторные (двигательные действия), волевые, мыслительные, мнемичес-кие (действия памяти), внешние предметные (действия направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира) и умственные (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания). Выделяют следующие компоненты действия: (рис. 1.6).

Рис. 1.6. Компоненты действия и их функции

Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности: это общение, игра, учение и труд. Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, является речевое общение. Речь — это язык в действии. Язык — система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис — набор правил, по которым строятся предложения. Основные функции языка: 1) средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта человечества; 2) средство общения (коммуникации); 3) орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения). Речь является формой существования мысли. «Язык есть практическое, существующее для других людей и .для меня самого действительное сознание» (К. Маркс). Все психические процессы с помощью речи становятся произвольно управляемыми.

Рис. 1.7. Функции речи

Посредством слова обозначается предмет, действие, состояние, т. е. у человека со словом связано представление о предмете или явлении. Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков, т. е. каждое слово уже обобщает, и это позволяет реализоваться мышлению. Коммуникация состоит в передаче друг ДРУГУ определенных сведений, мыслей, чувств и тем самым в воздействии друг на друга. Экпрессия заключается в передаче эмоционального отношения к содержанию речи и к собеседнику.

Страницы: 1 2 3 4 


Беззастенчивость
Свойство, прямо противоположное застенчивости – беззастенчивость. Категория беззастенчивых неоднородна по своему составу. По различным основаниям можно выделить пять групп. Первая группа – высокотемпераментные люди, у которых слабы процессы торможения. Вот что говорят о таких своих сверстниках студенты, поясняя, за что поместили их в ...

Синдром раннего детского аутизма РДА
Синдром раннего детского аутизма был описан американским детским психиатром L. Kanner в 1943 г. Независимо от него близкий вариант синдрома описан в 1944 г. австрийским исследователем Н. Asperger под названием "аутистическая психопатия". Ранний детский аутизм – сравнительно редкая форма патологии. По данным L. Wing, распростра ...

Классификация видов памяти по характеру психической активности
Классификация видов памяти по характеру психической активности была впервые предложена П. П. Блонским. Хотя все четыре выделенные им вида памя­ти не существу­ют независимо друг от друга, и более того, находятся в тесном взаимодействии, Блонскому удалось определить различия между отдельными видами памяти. Двигательная (или моторная) пам ...