Введение
Страница 1

Актуальность исследования.

Число неуспевающих школьников по оценке различных источников составляет в России более 30% от общего числа учащихся, а по зарубежным данным, количество детей, сталкивающихся с трудностями в обучении, колеблется от 3 до 20%. Пытаясь выяснить причины школьной неуспеваемости, специалисты все чаще обращают внимание на детей дошкольного возраста, которым предстоит начать обучение. К числу детей, представляющих группу риска в начале обучения, можно отнести детей, посещавших коррекционные дошкольные учреждения, в том числе детей с общим недоразвитием речи (в данном исследовании принимали участие дети с общим недоразвитием речи (ОНР III-го уровня).

Большинство этих детей после окончания специальных учреждений обучается по массовой школьной программе. Имеющаяся в последние годы тенденция к обучению с шести лет, усложнение и интенсификация школьных программ, особенно в начальном звене, ставит таких детей в еще более неравные «стартовые» условия по сравнению с детьми, не имевшими проблем в речевом развитии.

Речевые нарушения у детей, как известно, сопровождаются несформированностью других психических функций. Согласно Д.Б.Эльконину в старшем дошкольном возрасте наиболее значимой, ведущей в психическом развитии ребенка является память. С одной стороны, память является функцией интегративной, во многом определяющей успешность в формировании других психических процессов, с другой стороны, она наиболее чувствительна к любым мозговым изменениям, поэтому может выступать, как «индикатор» состояния психического развития в целом.

Исследования памяти детей с ОНР, проведенные И.Т.Власенко, Л.И.Беляковой, Ю.Ф.Гаркушей, О.Н.Усановой, Э.Л.Фитередо и др. показало, что у данной группы детей особенно страдает развитие слуховой памяти. Поэтому проблема её развития и коррекции особенно актуальна.

Цель

исследования – исследование методов коррекции слухоречевой памяти у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Объект

исследования – слухоречевая память дошкольников с ОНР III уровня.

Предмет

исследования – коррекция слухоречевой памяти дошкольников с ОНР III уровня.

Гипотеза

исследования. Трудности развития слухоречевой памяти у детей с нарушениями речи связаны с недостаточным формированием фонематического слуха. Преодоление этих трудностей возможно при условии разработки системы коррекционных мероприятий, включающих игры и упражнения на развитие фонематических процессов.

Задачи

исследования:

1) изучить и проанализировать литературу по теме исследования;

1) подобрать методики диагностики слуховой памяти дошкольников с ОНР;

2) отобрать детей с ОНР III уровня для экспериментального исследования;

3) провести обследование детей дошкольного возраста ОНР

4) подобрать и апробировать систему игр и упражнений по коррекции слуховой памяти детей;

5) дать оценку эффективности системы игр и упражнений по коррекции слухоречевой памяти.

Теоретико-методологической основой

исследования являются фундаментальные научно-теоретические и нейропсихологические положения о системной организации высших психических функций (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, Т.В. Ахутина), принципы общей специальной педагогики и психологии о динамическом единстве речевого и психического развития (Б.Г.Ананьев).

Методы

исследования:

Страницы: 1 2


Исследование руководителей малых предприятий с целью выявления доминирующего стиля управления.
Для выявления доминирующего стиля управления использовалась методика «Определение стиля управления руководителя с помощью самооценки». Результаты представлены в табл. №1 и диаграмме 1. Табл. 1 руководители Стили управления авторитарный демократический либеральный Рук.1 15 7 2 Рук. 2 4 18 5 ...

Глоссарий
№ п/п Новое понятие Содержание 1 2 3 1 Анализ мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие части или характеристики 2 Антропология наука о происхождении и эволюции человека, образования человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека 3 Апперц ...

Попытки расшифровать “язык” животных
Декодирование сигналов, составление “словарей”. Многие исследователи, интуитивно чувствуя, что социальным животным есть что “сказать” друг другу, делали попытки составить что-то вроде словарей, то есть расшифровать их сигналы. Самым выдающимся достижением в области декодирования сигналов можно считать расшифровку символического “языка т ...