Законы гештальта действуют вне активности субъекта. Диалектика запоминания и воспроизведения действует следующим образом. Некоторое потребностное состояние создает у человека определенную установку на запоминание или воспроизведение. Соответствующая установка оживляешь в сознании людей целостные структуры, на базе которых запоминается или воспроизводятся материал.
Особое положение в гештальтпсихологии занимает концепция К. Левина. Он в качестве основополагающего выдвигает принцип целесообразности, структурности. Левин разрабатывает свою теорию действий, и прежде всего волевых действий, включает в их структуру и самого действующего субъекта или вернее, его потребности и намерения.
В области памяти это находит свое выражение во влиянии, которое силовые соотношения – направленность или разрядка в силовом поле – оказывают на продуктивность запоминания. Характерное проявление этого – лучшее припоминание незавершенных действий по сравнению с законченными [8].
Но динамическая теория действий Левина, игнорирует содержательную сторону деятельности. Действия людей рассматриваются лишь в их динамическом, формальном аспекте.
Но вместе с тем, найдя психологическое объяснение некоторым фактам избирательности памяти, гештальтеория не изучала процессы памяти в зависимости от деятельности запоминающего, а так же как особая мнемическая деятельность. Вопрос о зависимости развития памяти от практической деятельности человека в этой теории не ставился и не решался.
Хотя гештальтпсихологи решительно отвергали основные положения ассоциативной теории, в вопросе о зависимости психических процессов от деятельности, в которую они включены, и о значении характеристики самих этих процессов как особого рода деятельности фактически оказались все же на сходных позициях с ассоцианистами [28].
В отличии от ассоциативной теории и гештальттеории, которые не изучали процессы памяти в зависимости от деятельности, в отечественной психологии преимущественное развитие получила теория деятельности.
В контексте этой теории память выступает как особый вид психологической деятельности, включающий систему теоретических и практических действий.
Начало изучению памяти как деятельности было положено работой французского ученого П. Жане. Он рассматривал память как действие, определенным образом формирующуюся в процессе социального, исторического развития, ориентированную на запоминание, переработку и хранение материала[21].
Характер этого действия на разных ступенях развития памяти различен, но общим для всех ступеней является борьба с отсутствием того, что было раньше, так как память согласно П. Жане, имеет целью тождествовать над отсутствием прошлого. Первоначально это выражается в ожидании появления вновь того, что было; далее – в поисках его; затем – отсроченное действие. Следующими ступенями являются поручение и словесное поручение, и наконец наиболее характерные для человека проявления памяти: рассказ наизусть, описание и повествование.
Вся эта конструкция последовательных этапов развития памяти не подтверждается Жане прочной фактической основой, но она свидетельствует о стремлении его связать историческое развитие памяти с изменениями в характере деятельности людей в процессе запоминания и воспроизведение.
Французской школой в психологии была доказана социальная обусловленность всех процессов памяти, ее прямая зависимость от практической деятельности человека[21].
Исправительно-трудовая психология
1) Психология осужденного, задачи и факторы ресоциализации.
2) Психологический анализ коллектива осужденных.
3) Методы психологического воздействия на осужденных в процессе их перевоспитания.
4) Проблема адаптации освобождённого в условиях жизни на свободе.
1. Психология осужденного, задачи и факторы ресоциализации.
Исправительно-т ...
Понятие агрессивность и её проявления
Агрессия (наказание, приступ):
1. любое действие или ряд действий, непосредственной целью которых является причинение физического вреда или иного ущерба;
2. мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), принося ...
Психология зрелого возраста
План изложения.
О зрелости (36-50 лет). Понятие зрелой личности. Характерные кризисы этого возраста.
Психологические проблемы людей зрелого возраста, способы их разрешения. Функциональные
возможностей зрелых людей и их использование. Стрессфакторы зрелого периода жизни.
Введение.
Факт состоит в том, что само понятие зрелой личности ...



Разделы