Материалы » Функциии и виды воображения » Виды воображения. Творческое и репродуктивное воображение. Воображение и создание художественных ценностей.

Виды воображения. Творческое и репродуктивное воображение. Воображение и создание художественных ценностей.
Страница 3

Творческая деятельность – это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, новых более прогрессивных форм управления, воспитания и т.д. и раздвигающая пределы человеческих возможностей.

В основе творчества лежит принцип деятельности, а конкретнее трудовой деятельности. Процесс практического преобразования человеком окружающего мира в принципе обусловливает и формирование самого человека.

Творчество является атрибутом деятельности лишь человеческого рода. Родовой сущностью человека, его важнейшим атрибутивным свойством, является предметная деятельность, суть которой – творчество. Однако этот атрибут не присущ человеку с рождения. В данный период он присутствует только в виде возможности. Творчество не дар природы, а приобретенное через трудовую деятельность свойство. Именно преобразующая деятельность, включение в неё являются необходимым условием развития способности к творчеству. Преобразующая деятельность человека, воспитывает в нем, субъекта творчества, прививает ему соответствующие знания, навыки, воспитывает волю, делает его всесторонне развитым, позволяет создавать качественно новые уровни материальной и духовной культуры, т.е. творить.

Таким образом, принцип деятельности, единство труда и творчества раскрывают социологический аспект анализа основ творчества.

Культурологический аспект исходит из принципа преемственности, единства традиции и новаторства.

Творческая деятельность есть главный компонент культуры, её сущность. Культура и творчество тесно взаимосвязаны, более того взаимообусловлены. Немыслимо говорить о культуре без творчества, поскольку оно – дальнейшее развитие культуры (духовной и материальной). Творчество возможно лишь на основе преемственности в развитии культуры. Субъект творчества может реализовать свою задачу, лишь взаимодействуя с духовным опытом человечества, с историческим опытом цивилизации. Творчество в качестве необходимого условия включает в себя вживание его субъекта в культуру, актуализацию некоторых результатов прошлой деятельности людей.

Возникающее в творческом процессе взаимодействие между различными качественными уровнями культуры выдвигает вопрос о взаимосвязи традиции и новаторства, ибо нельзя понять природу и сущность новаторства в науке, искусстве, технике, правильно объяснить характер инноваций в культуре, языке, в различных формах социальной деятельности вне связи с диалектикой развития традиции. Следовательно, традиция является одной из внутренних детерминаций творчества. Она составляет основу, изначальную базу творческого акта, прививает субъекту творчества определенную психологическую установку, способствующую реализации тех или иных потребностей общества.

Фантазия выступает необходимым элементом творческой деятельности в искусстве и литературе. Важнейшая особенность воображения, участвующего в творческой деятельности художника или писателя, - его значительная эмоциональность. Образ, ситуация, неожиданный поворот сюжета, возникающий в голове писателя, оказываются пропущенными сквозь своего рода “обогащающиеся устройство”, которым служит эмоциональная сфера творческой личности. Переживая чувства и воплощая их в художественные образы, писатель, художник и музыкант заставляет читателей, зрителей, слушателей, в свою очередь переживать, страдать и радоваться. Бурные гениального Бетховена, музыкально – образно выраженные в его симфониях и сонатах, вызывают ответные чувства у многих поколений музыкантов и слушателей.

Некоторые авторы чрезвычайно остро и болезненно переживали воображаемые ситуации. Так, об этом свидетельствует, в частности, письма Г.Флобера: “С двух часов дня (за исключением двадцати минут на обед) я пишу “Бовари”. Описываю прогулки верхом, сейчас я в самом разгаре, дошёл до середины; пот льёт градом, сжимается горло. Я провёл один из тех редких дней в моей жизни, когда с начала до конца живёшь иллюзией ”. Ч.Диккенс, прежде чем решиться закончить роман “Лавка древностей” смертью главной героини, долго колебался. В одном из писем он писал: “Смерть Нелли была делом провидения, но пока что я сам почти мёртв от убийства моего ребёнка”. Разумеется, такая непосредственность переживания литературного процесса не является правилом, но в художественном творчестве фантазия и большие человеческие чувства неотделимы друг от друга.

История научных открытий располагает множеством примеров, когда воображения выступало одним из важнейших элементов научной деятельности. Такова, например, была роль теплорода, гипотической особой тепловой жидкости, выступавшей в качестве фантастической модели явлений теплоты в воззрениях физиков конца XVIII столетия. Эта модель “субстанции тепла” оказалось неудачной, наивной, так как сущность тепловых явлений состоит вовсе не в переливании жидкости из одного места в другое. Однако с помощью этой модели удавалось описывать и истолковывать некоторые физический факты и получать новые результаты в области термодинамике. Использование модели “субстанции тепла” послужило предпосылкой открытия второго начала термодинамики, играющего чрезвычайно важную роль в современных физических представлениях. О том же свидетельствует история фантастического предположения о существовании мирового эфира – особой среды, будто бы заполняющей вселенную. Но эта модель, впоследствии отвергнутая теорией относительности, позволила создать волновую теорию света.

Страницы: 1 2 3 4


Анализ полученных данных
Анализ данных, полученных в ходе проведения методики Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность». Сводная таблица данных по методике «Адаптивность» позволяет выявить уровень развитости основных составляющих личностного адаптационного потенциала личности муниципальных служащих, а также в целом охарактеризовать уровень профессионал ...

Общее недоразвитие речи
У детей с общим недоразвитием речи всегда отмечаются нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематиче­ского слуха, выраженное отставание в формировании сло­варного запаса и грамматического строя. Эти дети самостоятельно в контакт с окружающими не входят, так как свободное общение у них затруднено. Даже те звуки, которые они умеют п ...

Я-концепция как одно из психологических образований личности младшего школьника. Особенности формирования Я-концепции в младшем школьном возрасте
Сознание и чувство «Я» не возникают у человека сразу. Отдельные компоненты этой сложной установочной системы складываются постепенно и сосредоточены на детстве и юности – периоде формирования личности. На данных возрастных этапах решается свой комплекс специфических задач, в результате решения которых под влиянием объективных социальных ...