Материалы » Коррекция слухоречевой памяти детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями » Диагностика исходного уровня развития слухоречевой памяти дошкольников с общим недоразвитием речи (констатирующее исследование)

Диагностика исходного уровня развития слухоречевой памяти дошкольников с общим недоразвитием речи (констатирующее исследование)
Страница 2

4 уровень. 2 балла было поставлено Д.Тимуру и В.Даше, так как объем их кратковременной памяти составляет 2 единицы. Этот результат отражает недостаточный объем произвольной слуховой памяти, способность сохранять небольшое количество информации при установке на запоминание.

Д. Тимур при выполнении задания допустил 1 искажение слова (волк-вол) и 2 смысловые замены (бревно-ствол, автомобиль-машина), что указывает на недостаточность фонематического восприятия и на недостаточность формирования приемов запоминания.

В. Даша допустила 3 смысловые замены (самолет-летит, ноги-туфли, свеча-огонь), что указывает на недостаточность формирования приемов запоминания.

5 уровень. В 0 баллов был оценена память А.Ильи, имеющая показатель, равный нулю. Этот результат отражает низкую способность к произвольному запоминанию на слух. Сохранение информации затруднено.

Результаты диагностики долговременной слухоречевой памяти дошкольников с ОНР III уровня по методике А.Р. Лурия на констатирующем этапе исследования были оформлены в таблицу 3.

Таблица 3

Результаты диагностики долговременной слухоречевой памяти дошкольников с ОНР

III

уровня по методике А.Р. Лурия на констатирующем этапе исследования

Ф.Имя

Искажение слова

Смысловые замены

Кол-во запом. слов

Коэффициент

Уровень

1

А.Илья

1

2

0

0

Очень низкий

2

В.Даша

0

1

1

10

Очень низкий

3

Д.Тимур

0

1

1

10

Очень низкий

4

К.Радик

1

0

2

20

Очень низкий

5

К.Рустам

0

0

2

20

Очень низкий

6

Л.Марат

0

0

3

30

низкий

7

Н.Ильмира

0

0

3

30

низкий

8

Т.Саша

1

0

3

30

низкий

9

Х.Сергей

0

0

3

30

низкий

10

Я.Эллина

0

0

4

40

низкий

Итак, на констатирующем этапе исследования по результатам диагностики долговременной слуховой памяти дошкольников с ОНР III уровня по методике А.Р. Лурия было выявлено 50% дошкольников с очень низким уровнем развития слуховой долговременной памяти, 50% - с низким. См. гистограмму 2.

Гистограмма 2

Результаты диагностики долговременной слуховой памяти дошкольников с ОНР

III

уровня по методике А.Р. Лурия на констатирующем этапе исследования

А.Илья не вспомнил ни одного слова правильно, при припоминании он предложил три слова, одно из которых было искажено по фонематическому сходству (стол-толк), два – по смыслу (топор-молоток, молоко-чай). У него было констатирован очень низкий уровень развития долговременной слухоречевой памяти.

В. Даша правильно припомнила только одно слово, и одно слово было предложено как смысловая замена (стул-табуретка). Д.Тимур так же припомнил два слова, одно из которых было смысловой заменой слову «стол» (еда). К Радик правильно припомнил два слова, и одно было предложено по фонематическому сходству (книга-игла). К. Рустам припомнил два слова, не допустив замен и искажений слов. У этих детей был констатирован очень низкий уровень развития долговременной слухоречевой памяти.

Страницы: 1 2 3


Выводы
Целью формирующего эксперимента было развитие слухоречевой памяти у старших дошкольников с ОНР III уровня. Формирующий этап исследования проводился в октябре месяце 2010 года. Учитывая результаты констатирующего эксперимента, нами были подобраны игры и упражнения, направленные на развитие фонематического слуха. Все предложенные игры и у ...

Описание и анализ результатов исследования
Затем мы проводили качественную и количественную обработку результатов Социометрического исследования (результаты исследовании я в Приложении 3), в классах, с детьми подросткового возраста. И проводили методику диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона в группе подростков-девиантов. В таблице 2.1 мы ...

Классификация памяти по продолжительности сохранения материала
Большинство психологов при­знает существование нескольких уровней памяти, различающихся по тому, как долго на каж­дом из них может сохраняться информация. Первому уровню соответствует сенсорный тип памя­ти. Ее системы удерживают довольно точные и полные дан­ные о том, как воспринимается мир нашими органами чувств на уровне рецепторов. Д ...