Материалы » Влияние личностных особенностей работников служб экстренного вызова на процесс принятия решений » Психологические особенности процесса принятия решений у работников служб экстренного вызова. Процесс принятия решений в профессиональной деятельности

Психологические особенности процесса принятия решений у работников служб экстренного вызова. Процесс принятия решений в профессиональной деятельности
Страница 1

Процесс принятия решений представляет собой сознательный выбор среди имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желаемой ситуации. Таким образом, данный процесс включает в себя много различных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения - как выбор альтернативы.

В широком смысле процесс принятия решений включает и подготовку решения (планирование), в узком смысле это выбор альтернативы. В рамках перспективного планирования принимаются основополагающие решения (что делать?), затем в процессе текущего планирования, организации, мотивации, координации, регулирования, изменений планов - решения в узком смысле (как делать?), хотя такая граница является условной. На практике проблема принятия решения специфична давлением сроков, недостатком квалификации или информации для решения, разногласиями между лицами, принимающими решение.

Все виды решений классифицировал известный специалист в области управления Г.Я. Гольдштейн [14] по многочисленным признакам:

- по объекту решения (ориентированные на цели или средства, основополагающие структурные или ситуационные);

- по надежности исходной информации (на основе надежной информации, рисковые и ненадежные);

- по срокам действия последствий (долго-, средне-, краткосрочные);

- по связи с иерархией планирования (стратегические, тактические, оперативные);

- по частоте повторяемости (случайные, повторяющиеся, рутинные);

- по охвату деятельности (масштабные, узкоспециализированные);

- по числу решений в процессе их принятия (статические, динамические, одно и многоступенчатые);

- по числу принимающих решения (единоличные, групповые, со стороны руководителей, со стороны исполнителей);

- по учету изменения данных (жесткие, гибкие);

- по независимости (автономные, дополняющие друг друга);

- по сложности (простые и сложные).

Наиболее типичные решения, принимаемые работниками служб экстренного вызова, можно классифицировать как ситуационные, рисковые, краткосрочные, оперативные, единоличные и групповые, многоступенчатые, гибкие и дополняющие друг друга.

У. Джеймс [64,189], размышлявший о том, как принимаются решения, описал пять типов решений, из которых только два, первый и второй, включают в себя «волевое» усилие:

1. Разумное решение. Рассматриваются аргументы за и против данного образа действия, и выбирается одна альтернатива. Шансы и доводы рационально взвешиваются.

2. Волевое решение. Волевое, требующее напряжения решение, включающее в себя ощущение «внутреннего усилия».

3. Дрейфующее решение. В этом случае нет решающего довода в пользу какого-либо образа действия. «… Любой кажется хорошим, и принимающий его испытывает усталость или разочарование по поводу этого решения. Мы принимаем решение, позволяя себе дрейфовать в направлении, как будто бы случайно определенном извне…».

4. Импульсивное решение. «…Мы чувствуем себя неспособными решить, и выбор кажется таким же случайным, как и в третьем варианте. Но ответ приходит изнутри, а не извне. Мы воспринимаем себя действующими автоматически и часто импульсивно…».

5. Решение, основанное на изменении точки зрения. Это решение часто возникает внезапно и является следствием какого-либо важного внешнего опыта или внутреннего состояния (например, вследствие печали или страха), приводящего к существенному изменению точки зрения - к изменению в том, "к чему сердце лежит".

Р. Акофф [37] выделил в системе для принятия решения следующие факторы - и в этом виден системный подход:

- человек, принимающий решение, т.е. тот, кому предстоит решать проблемы. Может быть как отдельный индивидуум, так и небольшая группа людей и даже большой коллектив;

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Детерминанты развития
Хотя Салливан решительно отвергает любую жесткую доктрину инстинктов, он признает важность наследственности в отношении ряда способностей, главные из которых связаны с обретением и развитием опыта. Он согласен с принципом, гласящим, что обучение не может быть эффективным, пока фундамент для этого не заложен созреванием. Так, ребенок не ...

Проблемы руководства и лидерства в организации
Важной для понимания специфики управленческого труда является проблема лидерства в организации. В самом широком смысле лидер - это представитель, доверенное лицо, выразитель основных интересов и ценностей группы. В современной управленческой литературе часто используется и другое понятие - лидер организации, рассматриваемый как «человек ...

Развитие личности
До сих пор мы рассматривали личность по составу и в широком плане исследовали диспозиции, активирующие поведение. Рассмотрим вопрос о том, как появляются эти структуры, и о том, как представлен индивид на различных стадиях развития. Как уже ясно из нашего обсуждения функциональной автономии, эта теория предполагает важные различия между ...