Материалы » Влияние личностных особенностей работников служб экстренного вызова на процесс принятия решений » Психологические особенности процесса принятия решений у работников служб экстренного вызова. Процесс принятия решений в профессиональной деятельности

Психологические особенности процесса принятия решений у работников служб экстренного вызова. Процесс принятия решений в профессиональной деятельности
Страница 3

На практике, все может проходить не так гладко: подэтапы могут проходить не в такой очередности, они могут срываться, перескакивать, подчиняться обратным связям, перекрытиям, параллельному движению; процесс принятия решения тем более индивидуален, чем решение сложнее; ограниченный объем информации ограничивает рациональность решения, растет роль интуиции; предварительные установки по альтернативам влияют на выбор решения; нет стремления к оптимальному решению, если есть удовлетворяющее; участие нескольких лиц и организационные условия изменяют порядок прохождения подэтапов; принимающие решения различным образом вмешиваются в структуру и процесс принятия решений, влияя, таким образом, на их качество.

Наиболее часто встречаются следующие случаи вмешательства принимающих решения [43,241]:

- априорное определение лица, принимающего решение к исполнению;

- определение круга лиц, участвующих в решении;

- определение момента решения и его места;

- определение методики и калькуляции решения;

- задание целей и их относительной важности;

- ограничение числа альтернатив;

- привлечение лиц определенной компетентности;

- контроль хода решения;

- предоставление или ограничение информации;

- ссылки на аналогичные решения;

- моральное и материальное воздействие;

- расширение свободы в решениях;

- возложение ответственности за решения.

Таким образом, из всего вышеизложенного можно заключить, что процесс принятия решений включает в себя много различных элементов, в нем присутствуют: проблемы, цели, альтернативы и решения - как выбор альтернативы. Процесс принятия решения определяется в значительной мере четкостью его структуры и отлаженностью механизма. Ход процесса принятия решения можно рассматривать как выполнение взаимосвязанного набора этапов и подэтапов: сбор информации о возможных проблемах, выявление и определение причин возникновения проблемы, формулирование целей решения проблемы, обоснование стратегии решения проблемы, разработка вариантов решения, выбор лучшего варианта, корректировка и согласование решения, реализация решения.

Принятие решений является важной частью любой профессиональной деятельности. Образно говоря, принятие решений можно назвать «центром», вокруг которого вращается деятельность специалистов разного вида и уровней. Существует много подходов к выделению различных этапов и стадий процессов принятия решений в профессиональной деятельности. Большинство различий возникает по вопросу о включении в процесс стадии, связанной с выполнением решения. На наш взгляд, выполнение решения является частью процесса принятия решения. Во многих научно-литературных источниках весь процесс принятия решения в организации рассматривается как функция проблемы, альтернатив и выполнения решения (Табл. 1.2.).

Таблица 1.2.

Процесс принятия решения в профессиональной деятельности

Стадия

Содержание стадии

Стадия 1

Признание необходимости решения

1. Восприятие и признание проблемы

2. Интерпретация и формулирование проблемы

3. Определение критериев успешного решения

Стадия II

Выработка решения

1. Разработка альтернатив

2. Оценка альтернатив

3. Выбор альтернативы

Стадия III

Выполнение решения

1. Организация выполнения решения

2. Анализ и контроль выполнения решения

3. Обратная связь и корректировка

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Исследование последствий стресса у сотрудников МОУ «Шоршелская СОШ им. А. Г. Николаева». Характеристика МОУ «Шоршелская СОШ им. А.Г.Николаева
Практическая часть курсового проекта «Стресс и его последствия» была изучена на преподавателях и сотрудниках МОУ «Шоршелская СОШ им. А.Г.Николаева». Расположение данной школы во многом способствует тому, что персоналу постоянно приходится пребывать в состоянии стресса. А именно являясь, ресурсным центром Мариинско-Посадского района, гд ...

Методика № 1 «САН»
Цель: Оперативная оценка самочувствия, активности и настроения. Описание методики: Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень выраженности той ил иной характеристики своего состояния. Инст ...

Виды эксплицитных функций человеческой психики
1. Коммуникативные функции - психическое направление на образование связи человека с объектами. 2. Информационные - коммуникативные функции в процессе общения людей выступают вместе с информацией. 3. Когнитивные функции - возникают из способностей чел. оперировать полученными знаниями внутреннем плане своего индивидуального сознания. ...