На практике, все может проходить не так гладко: подэтапы могут проходить не в такой очередности, они могут срываться, перескакивать, подчиняться обратным связям, перекрытиям, параллельному движению; процесс принятия решения тем более индивидуален, чем решение сложнее; ограниченный объем информации ограничивает рациональность решения, растет роль интуиции; предварительные установки по альтернативам влияют на выбор решения; нет стремления к оптимальному решению, если есть удовлетворяющее; участие нескольких лиц и организационные условия изменяют порядок прохождения подэтапов; принимающие решения различным образом вмешиваются в структуру и процесс принятия решений, влияя, таким образом, на их качество.
Наиболее часто встречаются следующие случаи вмешательства принимающих решения [43,241]:
- априорное определение лица, принимающего решение к исполнению;
- определение круга лиц, участвующих в решении;
- определение момента решения и его места;
- определение методики и калькуляции решения;
- задание целей и их относительной важности;
- ограничение числа альтернатив;
- привлечение лиц определенной компетентности;
- контроль хода решения;
- предоставление или ограничение информации;
- ссылки на аналогичные решения;
- моральное и материальное воздействие;
- расширение свободы в решениях;
- возложение ответственности за решения.
Таким образом, из всего вышеизложенного можно заключить, что процесс принятия решений включает в себя много различных элементов, в нем присутствуют: проблемы, цели, альтернативы и решения - как выбор альтернативы. Процесс принятия решения определяется в значительной мере четкостью его структуры и отлаженностью механизма. Ход процесса принятия решения можно рассматривать как выполнение взаимосвязанного набора этапов и подэтапов: сбор информации о возможных проблемах, выявление и определение причин возникновения проблемы, формулирование целей решения проблемы, обоснование стратегии решения проблемы, разработка вариантов решения, выбор лучшего варианта, корректировка и согласование решения, реализация решения.
Принятие решений является важной частью любой профессиональной деятельности. Образно говоря, принятие решений можно назвать «центром», вокруг которого вращается деятельность специалистов разного вида и уровней. Существует много подходов к выделению различных этапов и стадий процессов принятия решений в профессиональной деятельности. Большинство различий возникает по вопросу о включении в процесс стадии, связанной с выполнением решения. На наш взгляд, выполнение решения является частью процесса принятия решения. Во многих научно-литературных источниках весь процесс принятия решения в организации рассматривается как функция проблемы, альтернатив и выполнения решения (Табл. 1.2.).
Таблица 1.2.
Процесс принятия решения в профессиональной деятельности
Стадия |
Содержание стадии |
Стадия 1 Признание необходимости решения |
1. Восприятие и признание проблемы 2. Интерпретация и формулирование проблемы 3. Определение критериев успешного решения |
Стадия II Выработка решения |
1. Разработка альтернатив 2. Оценка альтернатив 3. Выбор альтернативы |
Стадия III Выполнение решения |
1. Организация выполнения решения 2. Анализ и контроль выполнения решения 3. Обратная связь и корректировка |
Анализ цикла занятий по коррекции и развитию адаптивных возможностей
умственно-отсталых подростков. Анализ цикла занятий «Я-социальное»
Цель цикла занятий:
Достижение частичного осознания подростком своего социального «Я», как носителя социальной роли.
Первое занятие проходило скованно, дети не могут разглядывать свое лицо спокойно, после предложения ощупать его приходят в замешательство, к концу занятия делают это с удовольствием.
Второе занятие проходит с большим и ...
Мышление
Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.
Все навыки и способы мышления развиваются у человека в онтогенезе, под воздействием среды человеческого общества, и потому делятся на три вида: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно- ...
Вспомогательные методы психологии
Кроме основных методов исследования – наблюдения и эксперимента, - в детской психологии применяются вспомогательные методы. Вспомогательными их называют потому, что они либо применяются в дополнение к наблюдению к эксперименту, либо пригодны только для изучения каких-либо частных сторон детского развития, либо, важны только для разрешен ...
Разделы