Введение
Страница 2

Ценностные ориентации – сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентаций имеет многоуровневую структуру. Вершина ее – ценности, связанные с идеализациями и жизненными целями личности.

Цель – выявить особенности ценностных ориентаций у старшеклассников из полных и неполных семей.

Объект исследования – старшеклассники 30 человек из полных семей и 30- из неполных семей, общее количество 60 человек, обучающиеся на I-II курсах «Воркутинского медицинского училища» г. Воркута.

Предмет исследования – тип семьи, иерархия ценностей, уровень осознанности и ответственности за достижение жизненных целей, тип универсальных ценностей.

Гипотеза исследования - существуют различия в системе ценностных особенностей старшеклассников в полных и неполных семьях. Старшеклассники из неполных семей в большей мере ориентированы на ценности социальной успешности и тип универсальных ценностей - самостоятельность, а старшеклассники из полных семей на ценности автономности и ценностный тип власть. У старшеклассников из полных и неполных семей достаточно высокий уровень осознанности и ответственности за достижение жизненных целей.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

1. Выполнить анализ психологической литературы, посвященной проблемам исследования влияния семейного воспитания на формирование структуры ценностных ориентаций старшеклассников.

2. Провести изучение иерархии ценностных ориентаций старшеклассников из полных и неполных семей.

3. . Изучить уровень осознанности и ответственности за достижение жизненных целей у старшеклассников из полных и неполных семей.

4. Выявить тип «универсальных ценностей» старшеклассников из полных и неполных семей.

5. Выполнить сравнительную характеристику особенностей ценностных ориентации у старшеклассников из полных и неполных семей.

Методологическая база исследования. В процессе работы был использован комплекс методов, направленных на проверку выдвинутой гипотезы и решение поставленных задач, включающих анализ литературы по проблеме исследования, анализ и обобщение исследований ценностных ориентаций юношей, изучение влияния семьи на формирование ценностных ориентаций старшеклассников, валидные и апробированные методики (Методика «Ценностные ориентации», разработанная М. Рокичем, тест «Осознанность жизненных целей», автор Е. Карапешта, опросник Ш. Шварца), сравнительный анализ данных, методы статистической обработки результатов. Статистическая обработка данных производилась с помощью статистического программного пакета SPSS V 9.0. Выявление корреляционных связей между данными исследования проводилось с использованием коэффициента ранговой корреляции Ч. Спирмена. Определение достоверности различий выборочных средних проводилось по t-критерию Стьюдента. Знак (+/-) полученного значения определяет сущность выявленных различий: отрицательный – прирост, а положительный – убывание значения показателя в исследовании группы подростков.

Т-критерий Стьюдента для независимых выборок используется для выявления достоверности различий между двумя независимыми группами на основе сравнения выборочных средних.

Страницы: 1 2 3


Спорт как фактор формирования самооценки
Не вызывает сомнения тот факт, что ведущая деятельность человека на­кладывает определённый отпечаток на его личностные особенности. В данном случае в качестве ведущей деятельности выступает спортивная и учебная. Многими авторами отмечается огромное влияние спорта на процесс формиро­вания личности (Богданова Д.Я., 1974; Медведев В.В., 19 ...

Основные свойства внимания
Различают пять свойств внимания: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение. Все перечисленные свойства внимания могут проявляться во всех видах внимания - в непроизвольном, произвольном и послепроизвольном. ...

Сохранение
Сохранение — процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Сохранение заученного зависит от глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запоминает­ся лучше. Сохранение зависит также от установки личности. Значимый для личности материал не забывается. Забывание происходит неравномерно: сразу после за ...