Сказанное ранее позволяет сделать следующий вывод. Молодежь как социальная группа, выполняет определенную функцию в социальном развитии своего поколения. Все нормы и ценности черпаются молодежью из культур взрослого общества. В целом общество сверстников обучает юношей практике нравственных норм взрослых. Усвоение ценностных ориентаций помогает старшекласснику достигнуть определенной внутренней независимости от взрослых, утвердить свое я. Это дает основание говорить о том, что одни учащиеся имеют дифференцированную структуру ценностей (61%). Для остальных все предложенные ценности представляются одинаковыми по своему значению, и у них, следовательно, пока еще отсутствует дифференцированная структура ценностных ориентаций (48).
Согласно исследованиям К. Олпорта и М. Рокича, необходимое условие формирования ценностных ориентаций – именно умение дифференцировать объекты, по степени сформированности дифференциации все испытуемые разделяются на три основные группы:
1. старшеклассники, имеющие в достаточной степени дифференцированную структуру ценностных ориентаций;
2. старшеклассники, у которых дифференцированная структура ценностных ориентаций начинает формироваться;
3. старшеклассники, у которых дифференцированная структура ценностных ориентаций еще не сложилась.
Рассматривая причины формирования ценностных ориентаций нельзя не упомянуть о возрастных и половых особенностях. У девушек и юношей установлены разные структуры ценностных ориентаций. У девушек, например, в отличие от юношей ценности "интересная работа" и "любовь" доминирующие. Далее у них определена "счастливая семейная жизнь", "здоровье", "друзья". У юношей же наблюдается преимущественная ориентация на "хороших и верных друзей", затем "здоровье" и "активная деятельная жизнь". А.Г. Здравомыслов указывает, что ценностные ориентации являются важным элементом внутренней структуры личности, которые закреплены жизненным опытом каждого конкретного индивида и всей совокупностью его переживаний (29). Поэтому очень важен анализ индивидуальных особенностей формирования ценностных ориентаций старшеклассников. А.Г. Здравомыслов выявил, что в зависимости от развития и содержания ценностных ориентаций старшеклассников можно разделить на несколько групп:
1. Группа старшеклассников, у которых с точки зрения принятых в нашем исследовании критериев, определяющих различную степень сформированности ценностных ориентаций, этот элемент личности еще не сформировался. Несформированность основного механизма выделения ценностей - препятствует этим учащимся осознанно выбирать и иерархизировать в определенную структуру те или иные ценности человеческой жизни в качестве главных целей. Следовательно, у учащихся этой группы отсутствуют ценностные ориентации.
2. Старшеклассников второй группы характеризует преимущественная ориентация на семью и работу с некоторым превышением семейно-бытовых ценностей. Таких старшеклассников 10%.
3. Старшеклассников третьей группы характеризует, по Ядову В.А., доминирование ценностей "гедонистического" характера. Они в основном ориентированы на свое здоровье, любовь, приятное проведение времени с друзьями. Их всего 14% (82).
4. У таких старшеклассников имеются устойчивые сбалансированные ориентации, прежде всего на работу и достижение семейного счастья, где значимость профессионально-творческих интересов превышает все остальные ценности. Этих учащихся отличает гражданская направленность их личностной позиции. Их 17%.
5. У старшеклассников этой группы ориентации так же устойчивы, но направлены на собственную личность, на ценности, отражающие в основном индивидуальные интересы личности. Содержание их ценностных ориентаций позволяет охарактеризовать этих учащихся как "рационалистов с неудовлетворенными запросами".
Таким образом, рассматривая в целом особенности формирования ценностных ориентаций старшеклассников по результатам исследований, можно сказать, что этот необходимый и важный элемент личностной структуры полностью сформирован лишь у одной трети юношей и девушек. У 24% старшеклассников ценностные ориентации только начинают формироваться, и пока еще нет оснований утверждать, что они превратились в устойчивое свойство личности. Значительная часть старшеклассников пока еще не осознала свою жизненную позицию, не определила своего личного отношения к ценностям окружающего мира. Их ценностные ориентации, как необходимый элемент структуры зрелой личности к началу юношеского возраста оказались несформированными, что позволяет охарактеризовать степень их личной зрелости как не вполне соответствующую возрастным и социальным критериям развития. Наличие определенной системы ценностей личности представляется необходимым психологическим условием для формирования такого важного личностного образования, как возникновение зрелых жизненных планов, личностного и профессионального самоопределения старшеклассников. Но для того, чтобы понять закономерности процесса личностного самоопределения, недостаточно только выявить систему ценностных ориентаций старшеклассников, важно понять, в каком отношении они находятся во всей мотивационно-потребностной сфере личности: как соотносится между собой то, что человек ценит, сознательно считает наиболее важным, и то, чего он реально хочет, к чему сознательно или не сознательно стремится (82).
Теоретический вызов из области современных исследований сознания.
На протяжении всей истории современной науки поколения исследователей с энтузиазмом осваивали направления, предложенные ньютоно-картезианской парадигмой, отбрасывая те концепции и наблюдения, которые ставили под сомнение базисные философские предпосылки, разделяемые научным сообществом. Почти все ученые были столь основательно запрограм ...
Результаты исследования иерархии ценностей старшеклассников.
На втором этапе экспериментального исследования мы проанализировали и сравнили иерархию ценностей старшеклассников двух групп. Результаты обследования старшеклассников из полных и неполных семьей. по методике М. Рокича представлены в Таблицах 1.1., 1.2
Из таблиц №№ 1.1., 1.2. следует: для старшеклассников из неполных семей наивысший ра ...
Тактические приемы на переговорах
Ряд тактических приемов может применяться независимо от того, на каком этапе находится процесс переговоров. Использование же других приемов ограничено рамками конкретного этапа.
А. Приемы, имеющие широкое применение на всех этапах.
1. «Уход» связан с закрытием позиции. Примером «ухода» может служить просьба отложить рассмотрение вопро ...
Разделы