Материалы » Особенности ценностных ориентаций у старшеклассников из полных и неполных семей » Особенности ценностно-смысловой сферы старшекласников как психологическая проблема. Ценностно-смысловая сфера как ведущая в направленности личности в юношеском возрасте

Особенности ценностно-смысловой сферы старшекласников как психологическая проблема. Ценностно-смысловая сфера как ведущая в направленности личности в юношеском возрасте
Страница 6

Сказанное ранее позволяет сделать следующий вывод. Молодежь как социальная группа, выполняет определенную функцию в социальном развитии своего поколения. Все нормы и ценности черпаются молодежью из культур взрослого общества. В целом общество сверстников обучает юношей практике нравственных норм взрослых. Усвоение ценностных ориентаций помогает старшекласснику достигнуть определенной внутренней независимости от взрослых, утвердить свое я. Это дает основание говорить о том, что одни учащиеся имеют дифференцированную структуру ценностей (61%). Для остальных все предложенные ценности представляются одинаковыми по своему значению, и у них, следовательно, пока еще отсутствует дифференцированная структура ценностных ориентаций (48).

Согласно исследованиям К. Олпорта и М. Рокича, необходимое условие формирования ценностных ориентаций – именно умение дифференцировать объекты, по степени сформированности дифференциации все испытуемые разделяются на три основные группы:

1. старшеклассники, имеющие в достаточной степени дифференцированную структуру ценностных ориентаций;

2. старшеклассники, у которых дифференцированная структура ценностных ориентаций начинает формироваться;

3. старшеклассники, у которых дифференцированная структура ценностных ориентаций еще не сложилась.

Рассматривая причины формирования ценностных ориентаций нельзя не упомянуть о возрастных и половых особенностях. У девушек и юношей установлены разные структуры ценностных ориентаций. У девушек, например, в отличие от юношей ценности "интересная работа" и "любовь" доминирующие. Далее у них определена "счастливая семейная жизнь", "здоровье", "друзья". У юношей же наблюдается преимущественная ориентация на "хороших и верных друзей", затем "здоровье" и "активная деятельная жизнь". А.Г. Здравомыслов указывает, что ценностные ориентации являются важным элементом внутренней структуры личности, которые закреплены жизненным опытом каждого конкретного индивида и всей совокупностью его переживаний (29). Поэтому очень важен анализ индивидуальных особенностей формирования ценностных ориентаций старшеклассников. А.Г. Здравомыслов выявил, что в зависимости от развития и содержания ценностных ориентаций старшеклассников можно разделить на несколько групп:

1. Группа старшеклассников, у которых с точки зрения принятых в нашем исследовании критериев, определяющих различную степень сформированности ценностных ориентаций, этот элемент личности еще не сформировался. Несформированность основного механизма выделения ценностей - препятствует этим учащимся осознанно выбирать и иерархизировать в определенную структуру те или иные ценности человеческой жизни в качестве главных целей. Следовательно, у учащихся этой группы отсутствуют ценностные ориентации.

2. Старшеклассников второй группы характеризует преимущественная ориентация на семью и работу с некоторым превышением семейно-бытовых ценностей. Таких старшеклассников 10%.

3. Старшеклассников третьей группы характеризует, по Ядову В.А., доминирование ценностей "гедонистического" характера. Они в основном ориентированы на свое здоровье, любовь, приятное проведение времени с друзьями. Их всего 14% (82).

4. У таких старшеклассников имеются устойчивые сбалансированные ориентации, прежде всего на работу и достижение семейного счастья, где значимость профессионально-творческих интересов превышает все остальные ценности. Этих учащихся отличает гражданская направленность их личностной позиции. Их 17%.

5. У старшеклассников этой группы ориентации так же устойчивы, но направлены на собственную личность, на ценности, отражающие в основном индивидуальные интересы личности. Содержание их ценностных ориентаций позволяет охарактеризовать этих учащихся как "рационалистов с неудовлетворенными запросами".

Таким образом, рассматривая в целом особенности формирования ценностных ориентаций старшеклассников по результатам исследований, можно сказать, что этот необходимый и важный элемент личностной структуры полностью сформирован лишь у одной трети юношей и девушек. У 24% старшеклассников ценностные ориентации только начинают формироваться, и пока еще нет оснований утверждать, что они превратились в устойчивое свойство личности. Значительная часть старшеклассников пока еще не осознала свою жизненную позицию, не определила своего личного отношения к ценностям окружающего мира. Их ценностные ориентации, как необходимый элемент структуры зрелой личности к началу юношеского возраста оказались несформированными, что позволяет охарактеризовать степень их личной зрелости как не вполне соответствующую возрастным и социальным критериям развития. Наличие определенной системы ценностей личности представляется необходимым психологическим условием для формирования такого важного личностного образования, как возникновение зрелых жизненных планов, личностного и профессионального самоопределения старшеклассников. Но для того, чтобы понять закономерности процесса личностного самоопределения, недостаточно только выявить систему ценностных ориентаций старшеклассников, важно понять, в каком отношении они находятся во всей мотивационно-потребностной сфере личности: как соотносится между собой то, что человек ценит, сознательно считает наиболее важным, и то, чего он реально хочет, к чему сознательно или не сознательно стремится (82).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Девиантное поведение
В процессе социализации возможны откло­нения, дезинтеграция индивида. Такие явления называют­ся девиантным (отклоняющимся) поведением, а людей, ко­торые следуют такому поведению, называют девиантами. К отклоняющемуся от общепринятых норм поведению относятся: правонарушения, пьянство, наркомания, прости­туция, самоубийство, пристрасти ...

Развитие адаптационных возможностей умственно-отсталых подростков в условиях школы-интерната 8-го вида. Характеристика программы, методов и методик исследования адаптационных возможностей умственно-
Целью исследования является изучение, коррекция и развитие адаптационных возможностей подростков в коррекционной школе - интернате 8-го вида. Объект исследования: адаптационные возможности умственно отсталых подростков школы-интерната 8-го вида. Предмет исследования: процесс коррекции и развития адаптационных возможностей умственно отст ...

Психотерапия гемблинга
Одни источники сообщают о высокой эффективности психоаналитической психотерапии и о меньшей успешности поведенческой психотерапии, в которой более результативны не аверсивные методы, а техника имажинативной десенситизации [4]. В других источниках наиболее эффективным способом помощи и реабилитации игроков считается привлечение их к дея ...