Материалы » Особенности ценностных ориентаций у старшеклассников из полных и неполных семей » Особенности ценностно-смысловой сферы старшекласников как психологическая проблема. Ценностно-смысловая сфера как ведущая в направленности личности в юношеском возрасте

Особенности ценностно-смысловой сферы старшекласников как психологическая проблема. Ценностно-смысловая сфера как ведущая в направленности личности в юношеском возрасте
Страница 5

В реальном процессе психологической регуляции виды отношений (ценностные, смысловые, мотивационные) существуют в единстве, это касается и ЦО, понимаемых как ценностный психологический механизм регуляции поведения. Конечно, один из видов отношений (или уровень регуляции) может или должен доминировать, тогда остальные находятся в нем в снятом, свернутом виде. Процесс регуляции поведения человека идет от внутренних отношений, между актуальным и потенциальным в человеке. Это касается не только отношений внутри одного уровня, но переходов и связей между уровнями регуляции. Например, между мотивами и смыслами, общими смыслами и ценностями, системой мотивов и ценностями. Данное замечание указывает на то, что в ЦО как психологическом механизме существуют трансформации, переходы и связи как по горизонтали (внутри одного уровня), так и по вертикали (между уровнями).

Формирование ЦО идет со стороны актуализации внешнего отношения, взаимодействия человека с миром. Поскольку ценностные ориентации обычно определятся как направленность личности на цели и средства деятельности и таким образом выражают ее отношение к миру, естественно предположить, что их формирование, как целостной психологической структуры начинается в период между старшим подростковым и началом юношеского возраста. О том, что именно в этот период, а не в более раннем возрасте, формируются ЦО свидетельствует, по мнению некоторых исследователей, наличие главного условия их формирования – достаточно высокий уровень рефлексии, осознанного жизненного опыта и произвольного поведения (И. Ю. Истошин. 1979; Ш.А. Надирашвиди. 1979; 58). Именно в этом возрасте отношения с товарищами, сверстниками и благополучие этих отношений представляет для старшеклассников большую ценность, причем нередко столь высокую, что отодвигают на второй план учение, уменьшают привлекательность общения с родными. Это общение является практикой по овладению способами социального взаимодействия в коллективе и способствует проявлению у них высокой нравственной активности, направленной на осознание целого ряда моральных качеств и на усвоение норм морали. Эта активность проявляется в избирательном общении старшеклассников и в выборе социально значимых образцов для подражания. Отчетливо выступает факт ориентации юношей на нравственные качества, в которых выражается отношение к человеку вообще и к товарищу в частности. Почти каждый юноша выделяет в сверстнике качество хорошего товарища и хочет походить на него в этом плане. Наряду с этим старшеклассников привлекают качества мужественности, представленные комплексом морально-волевых черт. Качества, в которых проявляется отношение к учению, труду, общественной работе, наиболее значимые для младших школьников, у старшеклассников сначала теряют свою ценность, но затем вновь возрастает равнение на деловые качества, что свидетельствует о возрастающем осознании важности учебной деятельности. Важно отметить, что на протяжении юношеского возраста повышается внимание к качествам, в которых выражается отношение личности к себе (32).

С одной стороны старшеклассник весь устремлен на себя, на свою личность, озабочен тем, как ему повести себя, чтобы его личные потребности и устремления получили наибольшее удовлетворение, с другой - именно в ранней юности даже те ребята, которые в подростковом возрасте были весьма эгоистичны (54, с. 84-107), испытывают потребность в обособлении, которая присуща юношескому возрасту, находит свое конкретное выражение как в общении, в составе более или менее широких общностей, так и в уединении. В уединении юноши проигрывают те многочисленные роли, которые недоступны им в реальной жизни, представляют себя в тех образах, которые им наиболее импонируют. Это, в частности, происходит в мечтах, отсюда ясно, почему многие исследователи такое большое значение придают юношеской мечте. Юношеская мечта - важнейший механизм формирования ценностных ориентации личности. Она создает многочисленные "проективные ситуации", в которых человек вырабатывает свое отношение к самым различным фактам и явлениям. Лишь на этой основе происходит дифференциация внешних объектов, т. е. возникает призвание к определенному виду труда, любовь к конкретной девушке (а не к образу женственности вообще), складывается определенный стиль жизни и поведения. Подобная склонность важна для развития личности. Мечты позволяют юноше предотвратить многие поступки, которые привели бы к нежелательным последствиям для него в обществе. Необходимо отметить, что потребность в уединении ни в коем случае не есть противопоставление социальности и коллективизму.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Теоретическая часть. Стиль управления в отечественных исследованиях.
Под стилем управления понимается устойчивая система способов, методов и форм воздействия руководителя, создающая своеобразный почерк управленческого поведения. Проблемой стиля управления в организациях стали серьезно интересоваться относительно недавно – в начале этого века[1]. Стиль управления преимущественно выражается в том, какими ...

Основы психологических знаний о личности. Вербальные и невербальные средства общения.
План: 1. Характеристика вербального общения. 2. Характеристика невербального общения. 1. Общение, контакт с собеседником происходит в нескольких измерениях. С одной стороны, в общении присутствует вербальный, речевой план: слова, фразы, то, что собеседники ХОТЯТ сказать друг другу (но необязательно так думают). С другой стороны, чело ...

Психологические проблемы брака
Существует стереотипное мнение, что брак по расчету – это своеобразный семейный союз, в котором любовь между супругами не обязательна. Мы привыкли считать, что брак по расчету осознанно заключается между людьми, которые не любят друг друга, а лишь предвидят какую-то выгоду в совместном проживании. В обществе принято относиться к этому ф ...