Интерпретируя подобным образом, совокупные ценностные ориентации старшеклассников, нельзя забывать, что это условный "портрет", в него попали среднестатистические данные (76; с. 36-53).
Исследованием ценностных ориентаций у учащихся старших классов занимались такие ученые как А.Н. Леонтьев, М. Рокич, И.С. Кон, А.С. Шаров и другие. В отличие от глобального философского подхода к проблеме ценностей характерной чертой психологического аспекта их изучения является дифференцированность объектов по их ценностному значению внутри одного и того же вида, группы, класса ценностей и связанная с этим их конкретизация и иерархизация (см., например: Ю. М. Жуков, 1976; Е. С Махрах, 1975; и др.). Специфичность осознания объектов социальной действительности как ценностей предполагает наличие особых психологических механизмов их усвоения. Так, в качестве предмета психологического исследования в этом случае на первый план выдвигается такой вид психической деятельности, как оценочная деятельность индивида, направленная не только на восприятие и усвоение объективно содержательной стороны предмета (так называемое знание факта, по В. П. Тугаринову, 1968), но и на оценку его свойств с точки зрения их необходимости, полезности, приятности и т. п. для удовлетворения потребностей и интересов личности, для реализации целей ее деятельности. В результате происходит осознание индивидом ценности объекта социальной действительности и тем самым формируется особый вид отношения к нему – ценностное отношение (В. Н. Мясищев, 1960). Осознание ценности предполагает наличие у индивида определенного способа ориентировки в каком-либо классе, виде, группе ценностей, являющегося внутренним психологическим механизмом, формирующим те или иные предпочтения личности, по характеру и направленности которых можно определить и особенности ее ценностных ориентации (50,57).
Таким образом, можно сформулировать два основных методологических принципа психологического исследования ценностных ориентации. Во-первых, рассмотрение системно-ценностного подхода как результата освоения старшеклассниками общественных явлений окружающей действительности с позиции ценностей. Во-вторых, представление о формировании и функционировании ценностных ориентации личности как процесса, в основе которого лежит особый вид психической деятельности - оценочная деятельность, направленная на осознание ценностного значения этих явлений.
Данные методологические принципы лежат в основе экспериментальных методик, изучающих особенности формирования ценностных ориентации. Следует отметить, что один из существенных недостатков традиционных методик выявления ценностных ориентации заключается в том, что полученные с их помощью данные позволяют судить лишь об общих тенденциях направленности предпочтений старшеклассников. Причины формирования тех или иных предпочтений и лежащие в их основе психологические механизмы, а, следовательно, и ценностные ориентации остаются, как правило, вне поля зрения исследователя. Так, например, традиционными методическими средствами трудно выявить, в какой степени предпочтения личности действительно являются критериями при ориентировке человека в мире ценностей, и какова степень устойчивости этих предпочтений.
Исходя из рассмотренных теоретических предпосылок, выделили следующие основные параметры изучения особенностей формирования ценностных ориентации старшеклассников: ценностные представления, особенности их ориентировочной деятельности, направленность, устойчивость и действенность их предпочтений. Кроме того, мы определяли, в какой степени сложившиеся предпочтения становятся преобладающими и служат ли они критериями при реализации отношения старшеклассников к тем или иным явлениям действительности, что и характеризует уровень сформированности ценностных ориентации (Б. С Круглов, 1980; 1983, 42).
В настоящее время многие считают, что юноши все больше ценят собственные интересы. Они в меньшей степени, чем их предшественники, осуждают эгоистичные действия, особенно если они направлены на достижение материальной выгоды. Это положение подтверждается результатами исследования (Бовасео, Якобс и Реттиг, 1991г). Было установлено, что, начиная с 60-х годов, юноши и девушки все меньше и меньше осуждают эгоизм и обман. Эта тенденция отражает и возрастную меркантильность молодежи 80-х годов.
Однако следует отметить, что при изучении ценностных ориентаций юношей наблюдаются и положительные тенденции. Так, проведенные в 1981 году опрос студентов колледжа в Тешписке показал, что из двухсот юношей 63% полагали, что в будущем главным источником удовлетворения для них будет семья. (Фаллс, Джонс, Кибер, 1985г). На второе место они поставили работу (причем 20% опрошенных именно ее назвали наиболее вероятным главным источником удовлетворения в будущем).
Психологические основы предварительного расследования
1. Общая характеристика психологических особенностей следственной деятельности.
2. Психология осмотра места происшествия.
3. Психология обыска и задержания.
4. Психология следственного эксперимента.
5. Психологические основы назначения судебных экспертиз. Судебно-психологическая экспертиза.
6. Психология проверки показаний на месте ...
Причины суицидального поведения
Еще Дюркгейм выделил четыре основных мотива суицидов: альтруистический и эгоистический, с одной стороны, фаталистический и аномический - с другой.
Действительно, сознательный уход из жизни возможен во имя какой-то большой цели, убеждений, ради спасения людей и т.д. Такие поступки, совершаемые по альтруистическим мотивам, высоко оценива ...
Ранний возраст от 1 года до 3 лет.
Автономная речь ребенка довольно быстро (обычно в течение полугода) трансформируется и исчезает. Необычные и по звучанию, и по смыслу слова заменяются словами «взрослой» речи. Но разумеется, быстрый переход на новый уровень речевого развития возможен только в благоприятных условиях – в первую очередь, при полноценном общении ребенка со ...



Разделы