Материалы » Изучение отношений и предпочтений в классном коллективе » Межличностные отношения и отношение к совместной деятельности как показатели психологического климата классного коллектива

Межличностные отношения и отношение к совместной деятельности как показатели психологического климата классного коллектива
Страница 2

Деятельностное опосредствование межличностных отношений возможно и без заданности широким социальным контекстом. Прочтение стратометрической концепции «наоборот» – от личности, творчески генерирующей новую деятельность, ищущую единомышленников к утверждению новой деятельности в социальном контексте, открывает возможность оценить особенную роль личности в формировании и функционировании группы. Творческим будет являться и построение новых отношений вместе с построением совместной деятельности. «Другой путь коллективообразования выступает как оборотная сторона первого. Здесь группа единомышленников, не имея внешне заданной цели, не будучи объединена единой заданной деятельностью, сама синтезирует ее. Процесс же коллективообразования сводится к опредмечиванию этой деятельности, борьбе за включение ее в общий каталог деятельностей общества или более широкой социальной структуры путем поиска новых единомышленников, а также средств ее реализации. Необходимо подчеркнуть, что в данном случае речь идет лишь об одном типе спонтанно возникающих групп, которые отличаются не только взаимным психологическим (эмоциональным) предпочтением участников, но и способностью совместно синтезировать новые виды деятельности, выступающие в данный период как общественно значимые». [Синягин Ю.В. Динамика процесса коллективообразования // Вопросы психологии, 1992, № 1, с.114]. Очевидно, что качество межличностных отношений в такой группе будет творческим, может быть, даже несколько необычным, так как при таком подходе, личность и ее возможности все же ставятся во главу угла. И психологический климат в таком коллективе будет отличаться подчиненностью творческим целям, не заданным извне. Ю.В. Синягин пишет о том, что эта практика выработки принципиально новых идей, путей, прижилась в западных корпорациях. Когда творческих, ученых людей поселяют вместе в комфортном месте, и не дают им никаких установок. Оказывается, что через некоторое время такие люди начинают спонтанно генерировать идеи. В итоге может получиться весьма ценный интеллектуальный продукт, правда, заранее трудно предсказать к какой области он будет относиться.

При нарушении совместной деятельности (например, при смене организатора деятельности) психологический климат может ухудшиться, и это станет заметным по взаимоотношениям детей. Прежде всего, возрастет количество ссор, споров и конфликтов. Затем появятся устойчивые противоборствующие группировки, занятые отставанием своего влияния на коллектив. Власть и влияние могут стать самоценностью, отношения перестанут опосредствоваться совместной деятельностью, превратятся во времяпрепровождение, в общение ради общения. Таким образом, положительное влияние группы на личность будет сведено к нулю. И это будет заметно по взаимоотношениям детей. «Результативность влияния коллектива на личность определяется самочувствием личности в коллективе. К нему относятся: удовлетворенность личности деятельностью, взаимоотношениями, руководством, защищенность личности в данном коллективе, ее внутреннее спокойствие». [Аникеева. Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. – М., 1983, с.16]. «При разных отношениях индивиды проявляют себя с различной, положительной или отрицательной, стороны, поэтому для обеспечения преимущественно положительного влияния группы на личность важно добиться того, чтобы межличностные отношения в ней были благоприятными». [Немов Р.С. Психология. В 3 кн. - М., 2003, Кн. 1, c.575].

Страницы: 1 2 3 4


Анализ результатов контрольного исследования по опроснику Баса-Дарки
Цель: исследование уровня агрессивности у подростков после коррекционно–развивающей программы. Дата проведения: 27.06.2005. Уровень враждебности в группе достаточно высокий 10,8 балла. Индекс враждебности высокий, при верхней границе нормы -10 баллов. Согласно полученным данным высокая враждебность проявляется у троих подростков (05, 0 ...

Специальное обучение
Если ребёнку трудно учиться в обычном классе, то по решению медико-психолого-педагогической комиссии его переводят в специализированный класс [39]. Ребёнку с СДВГ может помочь обучение в особых условиях, соответствующих его способностям. Основные причины плохой успеваемости при данной патологии – невнимательность и отсутствие должной м ...

Мотивация молодежи к приобретению высшего образования. Понятие профессии и высшего образования
Для исследования мотивов выбора современной молодежью высшего образования необходимо разобраться с определениями таких терминов, как «профессия» и «высшее образование». Проанализируем определения профессии, данные в различных словарях. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова так трактует данное понятие: «Профессия – основной род з ...