Материалы » Изучение отношений и предпочтений в классном коллективе » Межличностные отношения и отношение к совместной деятельности как показатели психологического климата классного коллектива

Межличностные отношения и отношение к совместной деятельности как показатели психологического климата классного коллектива
Страница 4

Выводами нашего теоретического исследования проблемы отношений и предпочтений в коллективе будут следующие:

- В коллективе дифференциация, а значит и структурирование возможно двумя разными путями: во-первых на основе эмоциональных предпочтений, а, во-вторых, через установление референтных отношений. Отношения и предпочтения теснейшим образом взаимосвязаны;

- Предпочтения выражают избирательность выбора, референтные отношения основаны на «значимости, связывающей субъекта с другим человеком или группой лиц»;

- Наиболее часто социометрию используют для выявления структуры группы, точнее статусно-ролевой структуры группы. Благодаря социометрии можно выявить лидеров, «звезд», «предпочитаемых», «отвергаемых», «изолированных» детей в классном коллективе;

- Референтность лежит в более глубоких слоях внутригрупповой активности, опосредствуемой ценностями, принятыми в данном сообществе;

- Центральными моментами анализа отношений в классном коллективе являются: 1) анализ отношений детей к совместной деятельности в классе; 2) анализ взаимоотношений (отношений детей друг к другу);

- Высший уровень группового развития обнаруживается в деятельности и межличностных отношениях, присущих коллективам;

- В коллективе создается особый психологический климат, отражающий ценностно-ориентационное единство и степень развития групповой эмоциональной идентификации членов коллектива друг с другом. Чем выше эти показатели, тем больше оснований утверждать, что членов коллектива связывает совместная деятельность;

- Можно понимать коллективообразование не только через овладение социально-заданной деятельностью, но и через генерацию личностями, собранными в коллектив новых видов деятельности. Межличностные отношения в таком коллективе и психологический климат отличаются высоким уровнем творчества.

- При нарушении совместной деятельности психологический климат может ухудшиться, и это станет заметным по взаимоотношениям детей;

- Межличностное взаимодействие обусловлено несколькими механизмами взаимовлияния, важнейшими из которых являются убеждение, психическое заражение, подражание, внушение. Кроме того, ряд исследователей называют в качестве таких механизмов стыд, чувство вины, ответственность. Важными механизмами межличностного восприятия выступают эмпатия и рефлексия.

- В подростковом возрасте огромное влияние на межличностное восприятие оказывают групповые нормы и правила, через которые подростки видят и оценивают друг друга.

Страницы: 1 2 3 4 


Деловой конфликт (модель № 9)
Понятие "организация" используется здесь в широком смысле, как упорядочение взаимодействия людей. Противоречия такого упорядочения могут быть связаны со следующими ключевыми аспектами взаимодействия людей: содержательно-деловыми, формально-нормативными, отношениями власти - подчинения, системными и надсистемными факторами. Отс ...

Обсуждение результатов. Диагностические характеристики выборки
Данные о группе, полученные в результате исследования самооценки, можно представить таблицей. Уровень притязаний Уровень самооценки Степень расхождения Очень Высок. Высок. Средн. Низкий Очень высок. Высок. Средн. Низкий Высок. Средн. Низкая 9 «А» 7 28 % 10 40 % 8 32 % - ...

Развитие социального поведения людей и аффективное развитие
Развитие социального поведения людей зависит и не отстает от развития таких биологических и психологических процессов, как созревание, восприятие, внимание, память и научение, между тем как сами эти процессы видоизменяются под воздействием опыта. Кроме того, его развитие зависит от тех же процессов научения (рассматриваемого в самом шир ...