Материалы » Техники и методы консультирования клиентов после развода » Техники и процедуры психологического консультирования в исследовании Колесниковой Г.И.

Техники и процедуры психологического консультирования в исследовании Колесниковой Г.И.
Страница 1

Колесникова Г.И. [4] приводит техники, применяющиеся при психологическом консультировании клиентов, обращающихся за помощью. Приведем некоторые из них, уместные в применении при консультировании клиентов в ситуации развода.

Процедуры и техники психологического консультирования

Под процедурами в психологическом консультировании принято понимать группы приемов ведения специалистом клиента, объединенные по целевому назначению, с помощью которых решается одна из задач данного этапа. Каждой процедуре соответствуют определенные техники — специальные приемы, применяемые консультантом для решения задач процедур на каждом из этапов психологического консультирования.

Далее автор предлагает подробно рассмотреть процедуры и техники во взаимосвязи с этапами интегративной модели психологического консультирования.

Этап 1. «Начало работы»

Первой процедурой на этом этапе, безусловно, является встреча клиента с консультантом.

Техники, уместные для решения данной задачи: приветствие клиента, проведение клиента на место, выбор клиентом своего места, выбор психологом места для себя, приемы установления психологического контакта.

Техника приветствия. Осуществляется при помощи стандартных фраз: «Рад Вас видеть .», «Приятно познакомиться .». Составным элементом данной техники, который может быть применен специалистом по его усмотрению, в зависимости от того, где происходит встреча клиента специалистом - у входа в консультацию или в фойе, перед кабинетом.

Техника «проведение клиента на место». Особенно уместна в случаях первичного посещения клиентом психологической консультации: психолог идет впереди клиента, указывая ему дорогу и пропуская вперед себя при входе в кабинет. В данном моменте техника «проведение клиента на место» тесно соприкасается с техниками «выбор клиентом своего места» и «выбор своего места психологом-консультантом».

Вторая процедура первого этапа: установление положительного эмоционального настроя клиента.

Далее автор рассматривает техники, применяемы в рамках данной процедуры. Прежде всего, это установление раппорта. Он устанавливается в течение первых тридцати секунд. Это то, что может произвести приятное впечатление Опрятный внешний вид, благожелательное выражение лица, соблюдение социальной зоны общений.

Третья процедура: снятие психологических барьеров. Клиент испытывает волнение, снять которое помогут специальные техники:

дать клиенту побыть некоторое время одному - извинившись, попросить несколько минут для «завершения» какого-либо дела;

спокойная, ненавязчивая музыка также будет способствовать созданию благоприятной атмосферы;

занять клиента - под предлогом помощи попросить что-либо сделать,

прямое разделение эмоций клиента: «Я тоже волнуюсь…» [4;с.106-108]

Этап 2. «Сбор информации»

Процедура первая: диагностика личности клиента.

В рамках данной процедуры применяются техники:

беседа, интервью, наблюдение.

Беседа, целенаправленно организованная специалистом, является основным методом ведения психологической консультации. Применяется на разных стадиях психологического консультирования. В зависимости от целей этапа консультативного процесса меняются и цели беседы. Как специфический вид беседы выделяется интервью.

Интервью — способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. Выделяют два вида интервью: свободное и стандартизированное. В случае консультирования клиентов после развода более подходит свободное интервью, так как стандартизированное интервью полезно в начале консультативного процесса при ориентировке в проблеме, а в нашем случае проблема уже обозначена, также при этом виде беседы теряется эмоциональный контакт с клиентом, что совсем недопустимо в конкретном консультативном процессе. Но ориентироваться необходимо на индивидуальность клиента и использовать более приемлемый вид интервью.

Наблюдение — эмпирический метод психологического исследования, заключающийся в целенаправленном и осознанном восприятии специалистом психических проявлений клиента. Позволяет специалисту собрать информацию о клиенте, выявить наиболее значимые событийные моменты, отследить изменение его состояния на разных этапах консультативного процесса. Применяется на всех этапах консультативного процесса. [4; с.109]

Страницы: 1 2 3 4


Подростковый возраст
Несколько иную картину суицидального поведения мы наблюдаем в подростковом возрасте. Среди подростков попытки самоубийства встречаются существенно чаще, чем у детей, причем лишь немногое из них достигают своей цели. Частота законченных суицидов подростков не превышает 1% от всех суицидальных действий. Суицидальное поведение в этом возр ...

Описание выделенных групп
Все школьники, которых мы наблюдали, воспитываются в морально, экономически и психологически благополучных условиях. Все семьи полные, в воспитании принимают участие все члены семьи, в том числе и родственники более старшего поколения, у некоторых детей из выборки есть старшие братья и сестры. Наблюдения за детьми из двух выделенных гру ...

Объектные и субъектные свойства человека
Субъективные свойства –это свойства доступные для познания исключительно в процессе взаимодействия с человеком, проистекающим из устройства его жизни. Объективный признак класса млекопитающих взаимодействия ребёнка и взрослых. ...