Процедура вторая: прояснение сути проблемы клиента, определение его ресурсов.
Основные техники: диалог, слушание.
Диалог. Определяется как речевое общение между двумя и более людьми, предполагающее обмен репликами. В широком смысле репликой считается и ответ в виде действия, жеста, молчания. В основе данной методики лежит логическая аргументация, преподносимая специалистом клиенту в виде вопросов, которые предполагают только положительные ответы. В результате клиент планомерно подводится к принятию суждения, которое перед этим им не принималось или не понималось.
Техника «слушание». Прежде всего, предполагает «слышание» другого человека, в данном случае клиента. Можно выделить два аспекта слушания: вербальный аспект и невербальный. К вербальному аспекту относятся непосредственно слова, словосочетания, метафоры, которые употребляет клиент в своей речи.
К невербальному аспекту (фону) относятся:
1) «язык тела» (позы, жесты, мимика);
2) психофизиологические реакции (изменение цвета кожного покрова, частота и глубина дыхания, степень потоотделения);
З) голосовые характеристики (тон, тембр, темп, интонации).
Существует ряд приемов, которые способствуют наиболее успешному осуществлению техники слушания. Обычно их объединяют в единую группу под названием «Приемы активного слушания». Активное слушание позволяет расположить клиента, завоевать его доверие, собрать максимально полную информацию о нем и его проблеме. [4; с.109-111]
Приемы активного слушания
1. Кивание головой и использование междометий «да», «угу».
2. Вопрос-эхо.
З. Дословное повторение основных положений высказанных клиентом.
4.Прием уточнения. Вы просите уточнить отдельные положения, высказывания клиента.
5. Переформулирование – заключается в возвращении смысла высказывания клиента консультантом при помощи использования других слов.
6. Отражение эмоций. Заключается в прямом описании переживаний, которые консультант заметил в поведении клиента. [4; с.112]
Процедура третья: активизация памяти клиента
Техники: помощь в определении истинных чувств и формулировании высказываний, психологическая поддержка клиента, насыщение пауз, провоцирование клиента.
Для оказания клиенту помощи в определении истинных чувств и их вербализации хорошо работают приемы активного слушания, которые были рассмотрены в рамках второй процедуры.
Для того чтобы определить их, достаточно просто внимательно слушать клиента можно будет понять, что является главной ценностью данного клиента.
Техника «Психологическая поддержка клиента» применяется на всем протяжении процесса консультирования и особенно важна при данном виде консультирования клиента - в ситуации развода. Заключается в выражении эмпатии клиенту на вербальном и невербальном уровнях.
Техника «Насыщение паузы». В процессе консультации, как и при любом общении, не исключено возникновение пауз. Консультант может их заполнить несколькими способами: вопрос, метафора, «держать паузу».
Техника «Провоцирование»: слова клиента ставятся под сомнение. Цель, с которой используется провоцирование, состоит в том, чтобы помочь клиенту взглянуть на проблему с другой стороны. Это можно сделать при помощи «усиления ситуации». [4; с.114]
Этап 3. «Стратегический»
Процедура первая: определение возможных решений.
Техники: информирование клиента, совет, убеждение, разъяснение.
Техника «информирование клиента». Количество информации, предоставляемой клиенту специалистом в ходе консультационной сессии, прежде всего, будет зависеть от характера терапевтических отношений, личностных особенностей клиента. Однако важно, чтобы предоставляемая информация соответствовала требованиям: доступность, конкретность и объективность.
Техника «совет». Совет — мнение, высказываемое кому-либо по поводу того, как ему поступить, что делать, и предполагающее дальнейшее совместное обсуждение.
Предложение советов близко предоставлению информации. Отличие заключается в том, что предлагающий совет неизбежно высказывает личное мнение в то время, как в основе информирования лежит, прежде всего, безоценочность.
Понятие слухоречевой памяти, её процессы и
механизмы
Образная память - это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она может быть зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой [11].
Слуховая память - образная память, связанная с деятельностью слухового анализатора и направленная на запоминание звуков: музыки, шумов и т.д.
Данный ...
Психологическое совершенствование - условие
профессионального и личностного роста специалиста. Изучение психологии и педагогики как фактор развития профессионализма
субъекта труда
Специалист, достигший ступени своей зрелости и определенного уровня развития как индивид, личность и субъект общественного труда, развивается на основе гармоничной интеграции таких его ведущих сторон, как профессиональная деятельность, личностное развитие, повседневные отношения, в которых субъект труда продуктивно задействует свой твор ...
Система социальной иерархии
Группировки обезьян совершенно непостоянны. Некоторые животные предпочитают бродить в одиночестве, но порой охотно присоединяются к тем или иным временным группам, включающим до 30 обезьян. Существуют более постоянные небольшие альянсы – это обычно либо семейные группы, состоящие из матери и ее двух-трех детей разного возраста, либо объ ...
Разделы