Причины агрессивности
Страница 1

1. Как крайняя мера, когда ребенок исчерпал все другие возможности для удовлетворения своих потребностей.

2. Как выученное поведение, когда ребенок поступает агрессивно, следуя образцу.

Ребенок не становится агрессивным неожиданно. До определенного момента он выражает свои потребности в более мягкой форме, но взрослые обычно не обращают на это внимания до тех пор, пока не столкнутся с явными нарушениями поведения. То поведение, которое воспринимается взрослыми как агрессивное или асоциальное, часто является попыткой удовлетворить потребности, восстановить эмоциональное состояние или социальные связи. Ребенок не в состоянии выразить свои истинные чувства никаким другим способом, кроме того, который он избирает.

Причины проявления агрессии у детей могут быть самыми разными, в том числе и некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Поскольку главная причина – лишения и ограничения, то крайне редко удается полностью освободить ребенка от его агрессивности. В первую очередь необходимо только ограничивать и контролировать ее, а также поощрять те ее проявления, которые не приносят вреда личности и обществу.

Огромное значение имеет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Например, доказано, что в тех случаях, когда ребенка резко отлучают от груди и общение с матерью сводится к минимуму, у детей формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоцентризм.

На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Как ни странно, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих. Родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям не устраняют это качество, а, напротив, взращивают его, развивают.

Дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из трех основных источников: семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление; вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлениями агрессии у себя дома; агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, когда видят преимущества агрессивного поведения во время игры.

Агрессивные дети, как правило, вырастают в семьях, где дистанция между детьми и родителями огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлениям детской агрессии безразличное и снисходительное, используются силовые методы. Важным является и тот факт, в полной или неполной семье воспитывается ребенок: один или оба родителя живут с ребенком и каков характер отношений между ними.

Модели агрессии дети могут видеть в средствах массовой информации. Ведь вербальная и физическая агрессия на наших телеэкранах вовсе не редкость. Исследования российских психологов показывают, что на каждый час телевещания приходится в среднем около 9 актов физической и 8 актов вербальной агрессии. Следовательно, проводя у телевизора хотя бы 2 часа, ребенок видит в среднем свыше 17 актов агрессии ежедневно.

На агрессивное поведение влияют присутствие и действия других людей из социального окружения. Например, слова, поступки или внешность жертвы могут провоцировать, фрустрировать и раздражать нападающего.

Страницы: 1 2


Лечение и коррекция СДВГ
Целью терапии является уменьшение нарушений поведения и учебных трудностей. Для этого, прежде всего, необходимо изменить окружение ребёнка в семье, школе и создать благоприятные условия для коррекции симптомов расстройства и преодоления отставания в развитии высших психических функций [21]. Лечение детей с синдромом дефицита внимания с ...

Периодизация жизненного цикла человека в теории психосоциального развития Э. Эриксона
Ограничения концепции развития личности З.Фрейда были компенсированы в теории развития эго-идентичности (тождественности Я) Э.Эриксона, который был последователем Фрейда, развивал психоанализ, однако внес существенные изменения в понимание движущих сил развития человеческой личности. Одной из ведущих современных психодинамических конце ...

Личность младшего школьника и Я-концепция. Психологические особенности младшего школьного возраста
В современной системе воспитания младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка от семи до десяти-одиннадцати лет (I-III классы школы). Наиболее характерная черта периода с семи до десяти лет состоит в том, что в этом возрасте дошкольник становится школьником. Это переходный период, когда ребенок соединяет в себе черты дошкол ...