Непрерывно меняющаяся ценностная парадигма современного общества и тенденция онтологизации психологической науки увеличивают значимость общепсихологических исследований и ведут к повышению значения психологии для прикладных наук. Объектом разработки общей психологии становятся «чужие поля», «изучение личности в повседневных условиях».
Установки, как психологический феномен, как раз и имеют самое непосредственное отношение к механизмам поведения личности. Кроме того, установки изучаются в психологии в контексте разных научных систем и направлений, базирующихся на отличающихся друг от друга методологических принципах, в том числе и разных принципах детерминизма. В результате получается достаточно противоречивое понимание содержания, роли и функции явлений, относимых к области установки. Им приписывается иногда исключительное, бессознательная природа, они выступают то в качестве объяснительного принципа связи внутреннего и внешнего, то теряют эту свою функцию и превращаются в чисто субъективные (психические) явления.
Постоянно меняющаяся социальная ситуация ставит повышенные требования к качеству образования. Для повышения эффективности подготовки будущих специалистов чрезвычайно важно знать механизм формирования профессиональных установок студентов. Изучение профессиональной установки студентов и особенностей ее развития в процессе профессионального становления будущего специалиста позволит выявить и мобилизовать качественно новые возможности повышения эффективности высшего профессионального образования. Кроме того, изучение профессиональной установки студентов обусловлено необходимостью системно и целенаправленно управлять процессом их профессионального становления, то есть помочь будущим специалистам войти в систему профессиональных ценностей, сформировать уверенность в себе как субъекте профессиональной деятельности.
Стремление найти пути разрешения указанного выше противоречия через осмысление процесса формирования и развития профессиональной установки студентов, что не было прежде предметом специального изучения, определяет проблему
нашего исследования. В теоретическом плане это проблема обоснования положения о том, что профессиональная установка является базовой, системообразующей характеристикой профессионального сознания студентов; в практическом плане - проблема выявления особенностей формирования и развития профессиональной установки студентов, обучающихся в вузах разных типов, по разным специальностям (профилям).
Объектисследования - студенты.
Предметисследования - профессиональная установка как компонент структуры профессионального сознания студентов.
Цельисследования - выявить особенности профессиональной установки как компонента структуры профессионального сознания студентов, обучающихся в вузах.
Гипотезойисследования стало предположение о том, что в психологическом содержании и становлении учебно-профессиональной установки студентов, обучающихся в вузах различного типа и по разным специальностям, существуют значимые для организации педагогического процесса различия. Данные различия проявляются в степени выраженности составляющих учебно-профессиональной установки и в динамике составляющих учебно-профессиональной установки от младших курсов к старшим.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
1. Раскрыть содержание понятия профессиональной установки студентов как основной формы проявления профессионального сознания в процессе обучения в вузе.
Приемы перцептивного общения
Перцептивная сторона общения проявляется через восприятие, понимание и оценку людьми друг друга.
Один из самых действенных приемов перцептивного общения — прием парадокса
, когда хладнокровие, выдержка и находчивость педагога позволяют «не заметить» шалость ребят, рассчитанную на возмущение преподавателя. Возникшая ситуация используе ...
Измерение телосложения.
В первом: значительном своем исследовании человеческого телосложения Шелдон получил около четырех тысяч стандартных фотографий мужчин – студентов колледжа. Эти изображения были затем внимательно изучены несколькими судьями с целью выделения главных переменных, отвечающих за физические различия или составляющих их основу. Если данная хар ...
Проблема развития личности. Личность и ее структура.
Ребенок приобщается к духовной и материальной культуре, созданной человечеством, не пассивно, а активно, в процессе деятельности, от характера которой и от особенности взаимоотношений, складывающихся у него с окружающими людьми, во многом зависит процесс формирования его личности.
А. С. Запорожец
На вопрос, что такое личность, психо ...



Разделы