Материалы » Профессиональная установка как компонент структуры профессионального сознания студентов » Основные научно-исследовательские подходы и теоретический смысл понятия «установка» в зарубежной и отечественной науке

Основные научно-исследовательские подходы и теоретический смысл понятия «установка» в зарубежной и отечественной науке
Страница 2

Научная деятельность школы Д.Н. Узнадзе в области психологической установки, в отличие от так называемых «малых теорий», по выражению Ш.А. Надирашвили, была связана с попыткой создания «большой теории», определением онтологического статуса установки. Если исследователи различных направлений фиксировали внимание на какой-либо одной стороне установки, то грузинскими исследователями предпринята попытка объяснения природы психической активности, установки как целостного сложного феномена.

По определёнию Ш.А. Надирашвили, она представляет собой «первичную реакцию индивида на воздействие действительности, возникающую в случае потребности и соответствующей ситуации».

Согласно И.В. Имеладзе, установка есть подлинно системообразующий фактор деятельности. Ни фиксированные установки, ни altitude, ни смысловые, ни целевые или операциональные установки играть эту роль не могут, т.к. они вторичные по отношению к. деятельности феномены.

Таким образом, установка есть модус субъекта, личности в каждый момент его деятельности. Установка есть факт отражения субъектом действительности.

«По основной мысли этой теории»,- указывал Д.Н. Узнадзе, – «существует не только психологическое отражение объективного положения вещей, но и целостноличное, а именно - установочное отражение. Следовательно, объективное положение вещей уже отражено субъектом, в свойствах установки до того, пока оно будет отражено в его восприятии, суждении, воспоминании».

Установка - бессознательное или неосознанное явление, но не неосознаваемое Бессознательное З.Фрейда - это вытесненное из сознания. Согласно теории Д.Н. Узнадзе, бессознательное – предшествующее сознательному.

Грузинскими психологами вводите также понятие первичной (фиксированной) установки и вторичной - более сложного, социально обусловленного формирования.

По мнению А.С. Прангишвили, установка включает в себя такие понятия, как потре6ность, понимаемая как «поведенческая диспозиция», «поведенчески определяемое состояние» (Толмен), «потребность как то, что направляет и регулирует конкретную деятельность субъекта в предметной среде» (А.Н. Леонтьев), так как «является психологическим содержанием взаимодействия потребности и объективной ситуации, на базе которой возникает деятельность определенной направленности.

Таким образом, значение теории Д.Н. Узнадзе - в разработке ключевой проблемы психологии - проблеме детерминизма, объяснении и понимании целесообразной активности индивида. Теория установки в исследованиях грузинской научной школы Д.Н. Узнадзе относится к методологическим теориям психологии наряду с теорией деятельности. Установка или аттитюд (франц. altitude - поза) вводится в научную литературу для обозначения психологической готовности человека действовать (поступать) определенным образом в ответ на различные проявления природной или социальной среды Общим для разных авторов в понимании значения данного понятия оказывается тенденция к определенному реагированию, специфическая предрасположенность индивида или группы людей.

Страницы: 1 2 


Рассеянность внимания
Рассеянностью внимания называется неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Существует мнимая рассеянность, которая возникает при невнимании человека к окружающим предметам и явлениям, вызванным сосредоточенностью на каком-либо объекте ("рассеянность" ученого). При мнимой ра ...

Направленность личности
В основе направленности личности лежат потребности – это главный источник активности человека. Для того чтобы жить и действовать в окружающем мире, человек должен удовлетворять различные потребности: в пище, воде, воздухе, движениях. В психологии различают нужду и потребность. Нужда – это объективная необходимость, которую сам человек м ...

Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири
При исследовании межличностных отношений в студенческой группе, нам необходимо было выявить преобладающий тип отношений к молодым людям. Этот результат был получен с помощью методики Т. Лири. В ходе ее проведения использовалась следующая инструкция: "Поставить знак "+" против тех определений, которые соответствуют предста ...