Материалы » Профессиональная установка как компонент структуры профессионального сознания студентов » Основные научно-исследовательские подходы и теоретический смысл понятия «установка» в зарубежной и отечественной науке

Основные научно-исследовательские подходы и теоретический смысл понятия «установка» в зарубежной и отечественной науке
Страница 2

Научная деятельность школы Д.Н. Узнадзе в области психологической установки, в отличие от так называемых «малых теорий», по выражению Ш.А. Надирашвили, была связана с попыткой создания «большой теории», определением онтологического статуса установки. Если исследователи различных направлений фиксировали внимание на какой-либо одной стороне установки, то грузинскими исследователями предпринята попытка объяснения природы психической активности, установки как целостного сложного феномена.

По определёнию Ш.А. Надирашвили, она представляет собой «первичную реакцию индивида на воздействие действительности, возникающую в случае потребности и соответствующей ситуации».

Согласно И.В. Имеладзе, установка есть подлинно системообразующий фактор деятельности. Ни фиксированные установки, ни altitude, ни смысловые, ни целевые или операциональные установки играть эту роль не могут, т.к. они вторичные по отношению к. деятельности феномены.

Таким образом, установка есть модус субъекта, личности в каждый момент его деятельности. Установка есть факт отражения субъектом действительности.

«По основной мысли этой теории»,- указывал Д.Н. Узнадзе, – «существует не только психологическое отражение объективного положения вещей, но и целостноличное, а именно - установочное отражение. Следовательно, объективное положение вещей уже отражено субъектом, в свойствах установки до того, пока оно будет отражено в его восприятии, суждении, воспоминании».

Установка - бессознательное или неосознанное явление, но не неосознаваемое Бессознательное З.Фрейда - это вытесненное из сознания. Согласно теории Д.Н. Узнадзе, бессознательное – предшествующее сознательному.

Грузинскими психологами вводите также понятие первичной (фиксированной) установки и вторичной - более сложного, социально обусловленного формирования.

По мнению А.С. Прангишвили, установка включает в себя такие понятия, как потре6ность, понимаемая как «поведенческая диспозиция», «поведенчески определяемое состояние» (Толмен), «потребность как то, что направляет и регулирует конкретную деятельность субъекта в предметной среде» (А.Н. Леонтьев), так как «является психологическим содержанием взаимодействия потребности и объективной ситуации, на базе которой возникает деятельность определенной направленности.

Таким образом, значение теории Д.Н. Узнадзе - в разработке ключевой проблемы психологии - проблеме детерминизма, объяснении и понимании целесообразной активности индивида. Теория установки в исследованиях грузинской научной школы Д.Н. Узнадзе относится к методологическим теориям психологии наряду с теорией деятельности. Установка или аттитюд (франц. altitude - поза) вводится в научную литературу для обозначения психологической готовности человека действовать (поступать) определенным образом в ответ на различные проявления природной или социальной среды Общим для разных авторов в понимании значения данного понятия оказывается тенденция к определенному реагированию, специфическая предрасположенность индивида или группы людей.

Страницы: 1 2 


Методика № 4 «МЦВ» (Методика цветовых выборов)
Инструкция (для психолога): «Перемешайте цветные карточки и положите цветовой стороной вверх. Попросите испытуемого выбрать из восьми цветов тот, который ему больше всего нравится. При этом нужно пояснить что он должен выбрать цвет таковой, не пытаясь соотнести его с любимом цветом одежды, цветом глаз и т.д. Карточки с выбранным цветом ...

Дошкольный возраст от 3 до 7
В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык для ребенка становится действительно родным. ...

Формы проявления внимания
Классификация психических процессов, начатая еще во времена Аристотеля, дала начало дискуссиям, которые продолжаются до сих пор. Сегодня становится понятным, что любая дифференциация психических процессов является условной, так как в реальной жизнедеятельности человека они взаимосвязаны. В.В. Петухов предложил выделять две группы психи ...