Эмоции и чувства
Страница 1

Ощущая, мы испытываем удовольствие или неудовольствие, иногда отчетливо выраженные, иногда едва заметные. Эта своеобразная окраска ощущений, характеризующая наше отношение к отдельным качествам предмета, называется чувственным тоном ощущений.

Более сложные отношения, такие как радость, горе, симпатия, пренебрежение, гнев, гордость, стыд, страх, представляют собой чувства или эмоции.

Эмоции характеризуют потребности человека и предметы, на которые они направлены. Они являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека.

Однако следует обратить внимание на то, что мы используем два понятия-чувства и эмоции. Эмоции - более широкое понятие, чувства же представляют собой одно из проявлений эмоциональных переживаний. В практической жизни под эмоциями мы обычно понимаем самые разнообразные реакции человека - от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроений. В психологии под эмоциями понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Отличительной чертой эмоций является их содействие в реализации потребностей и достижении определенных целей. Поскольку любая эмоция положительна или отрицательна, человек может судить о достижении поставленной цели. Так, положительная эмоция всегда связана с получением желаемого результата, а отрицательная, наоборот, с неудачей при достижении цели. Большинство эмоциональных состояний отражается на особенностях поведения человека, и поэтому они могут быть изучены с использованием не только субъективных, но и объективных методов. Эмоции - очень сложные психические явления. К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы:

1) Аффект - наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. Одна из главных особенностей аффекта состоит в том, что данная эмоциональная реакция неодолимо навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности, он перестает себя контролировать и даже может не осознавать того, что делает.

2) Эмоции отличаются от аффектов длительностью. Если аффекты в основном носят кратковременный характер, то эмоции - более длительные состояния. Отличительной чертой эмоций является то, что они представляют собой реакцию не только на текущие события, но и на вероятные или вспоминаемые.

3) Возбуждение - обычно носит активный характер, связано с деятельностью или с подготовкой к ней. Делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. Астенические эмоции ведут к скованности, пассивности.

Следует отметить, что неоднократно предпринимались попытки выделить основные, «фундаментальные» эмоции. В частности, принято выделять следующие эмоции:

1)Радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность.

2)Удивление - не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства.

3)Страдание - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.

4)Гнев - эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

5)Отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми, вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.

6)Презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства.

7)Страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности.

8)Стыд - отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Чувства - еще более длительны, чем эмоции, имеют четко выраженный предметный характер. Они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам. Следует отметить, что чувства всегда индивидуальны, то, что нравится одному, может вызывать негативные чувства у другого.

В зависимости от предметной сферы чувства подразделяются на:

Страницы: 1 2


Результаты исследования типа универсальных ценностей.
При использовании опросника Ш. Шварца Таблица 5.1. (Приложение 3) выявлены данные, которые схожи с показателями, полученными по Методике М. Рокича. Показатели нормативных идеалов и показатели индивидуальных приоритетов различаются, заметно снижение средних показателей ценностных ориентаций, так как не все ценностные ориентации личности ...

Методика № 9. « Шкала контроля за действием»
Инструкция: Читайте внимательно каждый вопрос и ответы к нему, отвечайте не вдумываясь, правдиво то, что первым приходит в голову. Интерпретация: Испытуемая № 1. Гриценко С.А. Возраст – 39 лет. Контроль за действием при неудачи: 4 Контроль за действием при планировании: 5 Контроль за действием при реализации: 9 Согласно выше ук ...

Стадии игровой зависимости, фазы игрового цикла
В своем развитии игровая зависимость проходит характерные стадии , основные диагностические критерии которых подробно описаны R.L.Custer и представлены в таблице 1. Таблица 1 Стадия выигрышей Стадия проигрышей Стадия отчаяния Случайная игра Частые выигрыши Возбуждение предшествует и сопутствует игре Более частые случа ...