Материалы » Современное состояние проблемы изучения эгоцентризма в психологической науке » Значение стиля воспитания в развитии эгоцентризма у подростков

Значение стиля воспитания в развитии эгоцентризма у подростков
Страница 2

Гипопротекция потворствующая:

Ребенок предоставлен самому себе, родители не контролируют его, заняты собой. Часто это приводит к отклоняющемуся поведению

Гипопротекция доминирующая:

За ребенком осуществляется только формальный контроль, а на самом деле родители ребенком не интересуются. Изредка встречается семейная демократия, доведенная до абсурда. Самостоятельность и свобода – необходимые условия воспитания, но не основные. Не забывайте, что абсолютная свобода равняется одиночеству.

Повышенная моральная ответственность:

Сочетание высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям. Иногда ребенок растет как помощник матери. Например, он нянчит младших детей, пока мать находится на работе. Так дается установка на самопожертвование, но такая жертва никому не нужна. В итоге формируется тревожно-мнительная акцентуация личности.

Эмоциональное отвержение:

Нежелательный ребенок, например. Ребенок в этой ситуации нередко ощущает себя помехой для родителей. Этот стиль воспитания ведет к формированию невротических расстройств у ребенка.

Жестокое обращение с детьми:

Уже в раннем детстве ребенок познает все виды наказания. Родители злоупотребляют наказаниями, избивают ребенка, лишают его удовольствий, не удовлетворяют его потребностей.

Воспитание в культе болезни:

Фиксированное внимание на любом недуге, на недомогании. Родители формируют образ «больного», проявляют особую заботу. В результате ребенок делает вывод: «Меня любят тогда, когда я болею». Такой стиль воспитания формирует у ребенка эгоцентризм, завышенный уровень притязаний.

Противоречивое воспитание:

Резкая смена приемов воспитания. Например, резкий переход от строгого стиля воспитания к либеральному стилю воспитания – и наоборот. Подобное отношение родителей содействует формированию у ребенка таких черт характера, как упрямство, тревожность, неустойчивая самооценка.

Современные классификации выявляют как общие стороны, обобщённые нами, так и разночтения. Нам видится наиболее явной сторона сопоставления интереса и требовательности к ребёнку, так она наиболее выявляет соотношение человеческого эгоцентризма и социализации, на которую ориентировано преодоление вышеозначенного. Поэтому, классифицировав стили воспитания по шкале требовательность-интерес, мы получаем следующую картину семейных отношений родителей и детей.

ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ — завышенная

ИНТЕРЕС К РЕБЕНКУ — недостаточный

Сочетание высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям вызывает у ребенка повышенную моральную ответственность, зачастую для него непосильную. Иногда ребенок растет как помощник матери, например, нянчит младших детей, пока мать находится на работе. Так дается установка на самопожертвование, а в итоге формируется тревожно-мнительная акцентуация личности.

На первый план может выходить эмоциональное отвержение. Родители злоупотребляют наказаниями, лишают ребенка удовольствий, не удовлетворяют его потребности. Получается воспитание по типу «Золушки». Ребенок в этой ситуации нередко ощущает себя помехой для родителей.

Этот стиль ведет к формированию невротических расстройств у ребенка.

ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ — завышенная

ИНТЕРЕС К РЕБЕНКУ — излишний

Излишняя требовательность родителей в сочетании с повышенным вниманием к ребенку ведет к гиперпротекции. Ребенок не имеет возможности совершать самостоятельные поступки, перед ним ставятся многочисленные ограничения и запреты. У ребенка не формируются инициатива и чувство долга.

ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ — заниженная

ИНТЕРЕС К РЕБЕНКУ — недостаточный

Недостаток интереса к ребенку вместе с невысокой требовательностью ведет к гипопротекции.

Страницы: 1 2 3 4


Брак по расчетую Так в чем же здесь расчет
Любовь не поглощает личность, а расширяет ее, заставляет задуматься над смыслом уже знакомых слов и действий и постичь их истинное значение. Любовь – самое эффективное средство для борьбы с обманом, стереотипов и догм. Любовь достигается через познание себя и приводит к познанию себя. Она же – единственный способ познать другого и сам м ...

Психология старости
План изложения. Сегмент 1. - 6.1. О пожилом возрасте (51-65 лет). Психологические задачи людей этого возраста. Понятие эгоистической стагнации. Психологическое содержание актуальных переживаний. Особенности физиологии стареющего организма. Сегмент 2. - 6.2. О старости (старше 65 лет). Жизненные стрессобразующие перемены пожилых. Пс ...

Синдром раннего детского аутизма РДА
Синдром раннего детского аутизма был описан американским детским психиатром L. Kanner в 1943 г. Независимо от него близкий вариант синдрома описан в 1944 г. австрийским исследователем Н. Asperger под названием "аутистическая психопатия". Ранний детский аутизм – сравнительно редкая форма патологии. По данным L. Wing, распростра ...