Материалы » Современное состояние проблемы изучения эгоцентризма в психологической науке » Значение стиля воспитания в развитии эгоцентризма у подростков

Значение стиля воспитания в развитии эгоцентризма у подростков
Страница 3

Ребенок предоставлен самому себе, родители не интересуются им и не контролируют его, заняты собой. Часто это приводит к отклоняющемуся поведению.

Иногда родители пытаются контролировать ребенка, но при таком стиле воспитания контроль носит формальный характер. На самом деле родители ребенком не интересуются. Самостоятельность и свобода являются необходимыми условиями воспитания, но не основными: абсолютная свобода равняется одиночеству.

ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ — заниженная

ИНТЕРЕС К РЕБЕНКУ — излишний

Если повышенный интерес к ребенку сопровождается нетребовательностью родителей, если стремятся к максимальному удовлетворению его потребностей, то ребенок оказывается в центре внимания родителей и других членов семьи. Это кумир семьи. Ребенок не возмущается: ему это невыгодно, за него и так все делают. В результате страдает произвольность; недостаточно усваиваются нравственные нормы.

В гипертрофированных случаях такой стиль воспитания вызывает настоящий культ болезней. Внимание фиксируется на любом недуге, на недомогании; родители формируют образ «больного», проявляют излишнюю заботу. В результате ребенок делает вывод: «Меня любят больше, когда я болею». Такой стиль воспитания формирует у ребенка эгоцентризм, завышенный уровень притязаний.

При резких колебаниях требовательности и непостоянном интересе к ребенку возникает противоречивое воспитание. В таких случаях возможны переходы от строгого стиля воспитания к либеральному — и наоборот.

Причины противоречивого воспитания весьма различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. Но нередко основную роль в нарушении воспитательного процесса играют личностные особенности родителей. Этот стиль воспитания содействует формированию у ребенка таких черт характера, как упрямство, тревожность, неустойчивая самооценка.

Проведённая классификация позволяет сделать вывод о том, что при пониженной требовательности к ребёнку в сочетании с повышенным интересом, что наблюдается в потакающем стиле воспитания, детский эгоцентризм закрепляется в подростковом возрасте как черта личности, приводя к искажённому восприятию действительности исключительно через призму своего Я.

Причины негармоничного воспитания различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. Но нередко основную роль в нарушении воспитательного процесса играют личностные особенности самих родителей.

Поэтому, наказывая детей, родители, во-первых, должны быть едины в поиске способа выхода из затруднительной ситуации, и, во-вторых, ребенок должен чувствовать, что каким бы ни был его проступок, любовь родителей он не утратит ни при каких обстоятельствах, что наказание вызвано не к его личности, а только к его конкретному проступку. В-третьих, воспитательные методы и средства не должны унижать достоинства ребенка, т.е. необходимо сочетать обоснованную требовательность с тактичной формой ее предъявления. Только при этих условиях родителям удастся сохранить свой авторитет в глазах детей, а справедливость и согласованность предъявляемых ими требований будут расцениваться как норма поведения и руководство к действию.

Естественно, проблемы семейного воспитания могут быть обусловлены и целым рядом других причин. Однако это не исключает, а лишь подтверждает то, насколько многообразны и сложны вопросы формирования личности ребенка в семье, и как важно представлять те трудности, с которыми может столкнуться каждый родитель, чтобы по возможности избежать подстерегающих его в этом деле ошибок.

Страницы: 1 2 3 4


Результаты исследования
С целью изучения морального самосознания подростков во взаимосвязи с гендерной спецификой, возрастом и уровнем субъективного контроля мы применяли модифицированную технику репертуарных решеток, так как именно она наиболее адекватно позволяет эмпирически выявить отношение к самому себе и окружающим, представления об идеалах и личностных ...

Понятие памяти, виды и функции памяти:
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, - писал С.Л.Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его п ...

Развитие межличностных отношений. Понятие межличностного отношения и основные положения отечественных психологов, рассматривающих проблему межличностных отношений.
Изучением межличностных отношений занимались многие психологи. У каждого была своя точка зрения, своя трактовка понятия. Алексей Юрьевич и Галина Михайловна Коджаспировы рассматривали отношение как целостную систему индивидуальных избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Отношение ...