а) Структура одаренности
Одаренность - это своего рода мера генетически и опытно предопределенных возможностей человека адаптироваться к жизни. Основные функции одаренности - максимальное приспособление к миру, окружению, нахождение решения во всех случаях, когда создаются новые, непредвиденные проблемы, требующие именно творческого подхода. Bal d afrique byredo купить духи byredo bal afrique купить www.parfumoff.ru.
Специальная одаренность характеризуется наличием у субъекта четко проецируемых во вне (проявляющихся в деятельности) возможностей - мнений, навыков, быстро и конкретно реализуемых знаний, проявляющихся через функционирование стратегий планирования и решения проблем.
В целом же можно представить одаренность как систему, включающие следующие компоненты:
1) биофизиологические, анатомо-физиологические задатки;
2) сенсорно-перцептивные блоки, характеризуемые повышенной чувствительностью;
3) интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать новые ситуации и решать новые проблемы;
4) эмоционально-волевые структуры, предопределяющие длительные доминантные ориентации и их искусственное поддерживание;
5) высокий уровень продуцирования новых образов, фантазия, воображение.
А.М. Матюшкин, опираясь на работы многих исследователей (Н.С. Лейтес, В.М. Теплов, В.А. Крутецкий, Е.И. Игнатьев, Э.А. Голубева, В.М. Русалов, И.В. Равич-Щербо, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, А.В. Брупшинский, Т.В. Кудрявцев, Дж. Берлайн, Я.А. Понамарев и многие другие), выдвинул следующую синтетическую структуру творческой одаренности, включая в нее :
1) доминирующую роль познавательной мотивации;
2) исследовательскую творческую активность, выражающуюся в обнаружении нового, в постановке и решении проблемы;
3) возможности достижения оригинальных решений;
4) возможности прогнозирования и предвосхищения;
5) способности к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие этические, нравственные, интеллектуальные оценки (Матюшкин, 1988). При этом А.М. Матюшкин считает, что одаренность, талантливость необходимо связывать с особенностями собственно творческой деятельности, проявлением творчества, функционирования «творческого человека». С этим полностью соглашается В.А. Моляко. Его исследования также позволили ему выделить в системе творческого потенциала следующие составляющие (Моляко, 1981):
1) задатки, склонности, проявляющиеся в повышенной чувствительности, определенной выборочности, предпочтениях, а также в динамичности психических процессов;
2) интересы, их направленность, частота и систематичность их проявления, доминирование познавательных интересов;
3) любознательность, стремление к созданию нового, склонность к решению и поиску проблем;
4) быстрота в усвоении новой информации, образование ассоциативных массивов;
5) склонность к постоянным сравнениям, сопоставлениям, выработке эталонов для последующего отбора;
6) проявление общего интеллекта - схватывание, понимание, быстрота оценок и выбора пути решения, адекватность действий;
7) эмоциональная окрашенность отдельных процессов, эмоциональное отношение, влияние чувств на субъективное оценивание, выбор, предпочтение и т.д.;
8) настойчивость, целеустремленность, решительность, трудолюбие, систематичность в работе, смелое принятие решений;
9) творческость - умение комбинировать, находить аналоги, реконструировать; склонность к смене вариантов, экономичность в решениях, рациональное использование средств, времени и т. п. ;
10) интуитивизм - склонность к сверхбыстрым оценкам, решениям, прогнозам;
11) сравнительно более быстрое овладение умениями, навыками, приемами, овладение техникой труда, ремесленным мастерством;
12) способности к выработке личностных стратегий и тактик при решении общих и специальных новых проблем, задач, поиск выхода из сложных, нестандартных, экстремальных ситуаций и т. п. (Моляко, 1981). Более интегрально можно представить проявление одаренности через:
а) доминирование интересов и мотивов;
б) эмоциональную погруженность в деятельность;
в) волю к решению к успеху;
г) общую и эстетическую удовлетворенность от процесса и продуктов деятельности;
д) понимание сущности проблемы, задачи, ситуации;
е) бессознательное, интуитивное решение проблемы («внелогическое»);
ё) стратегиальность в ителлектуальном поведении (личностные возможности продуцировать проекты);
ж) многовариантность решений;
з) быстроту решений, оценок, прогнозов;
и) искусство находить, выбирать (изобретательность, находчивость).
Здесь, существует определенная иерархия связей, зависимостей. Эту совокупность можно представить, имея в основе ту или иную фундаментальную позицию, несколько по-другому, исходя из предположений о шести основных параметрах, а именно (Моляко, 1981):
Психологические основы предварительного расследования
1. Общая характеристика психологических особенностей следственной деятельности.
2. Психология осмотра места происшествия.
3. Психология обыска и задержания.
4. Психология следственного эксперимента.
5. Психологические основы назначения судебных экспертиз. Судебно-психологическая экспертиза.
6. Психология проверки показаний на месте ...
Вторичные психические образы: представление, сновидение, галлюцинации
Бессознательное(вторичные)
- это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Бессознательное включает психические процессы, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным оказывается все то, что не становится предметом особых ...
Использование - защита ("волк и овца") (модель
№ 4)
Здесь, как и в модели 3, присутствует сознательный конфликтный умысел. Мотив конфликта - извлечение пользы из другого человека в ущерб его интересам. Данный конфликт основан на изначальном неравенстве сил сторон и стремление сильной стороны удовлетворить свои потребности за счет слабой, в том числе путем нанесения ей вреда. Под силой в ...
Разделы