Природа детской одаренности
Страница 2

I. сфера реализации одаренности и преимущественный ее тип;

П. проявление творчества;

Ш. проявление интеллекта;

IV. динамика деятельности;

V. уровни достижений;

VI. эмоциональная окраска.

По каждому из указанных параметров можно выделить основные определяющие признаки.

Выделим основные типы творческой деятельности (Моляко, 1981):

- научно-логический;

- технико-конструктивный;

- образно-художественный;

- вербально-поэтический;

- музыкально-двигательный;

- практико-технологический;

- ситуативный (спонтанный, рассудительный). Проявление творческого поиска можно представить по следующим признакам:

- комбинаторное творчество;

- творчество через аналогии.

Проявление интеллекта представляется возможным фиксировать по:

- пониманию и структурированию исходной информации;

- постановки задачи;

- поиску и конструированию решений;

- прогнозированию решений (разработки замыслов решения), гипотез.

Динамику (скоростные показатели) решений и творческой деятельности в целом наиболее исчерпывающе будут определять следующие основные типы:

- медленный;

- быстрый;

- сверхбыстрый.

Уровни достижений можно определять по задачам, которые ставит перед собой субъект, или же по самим достигнутым успехам, и здесь уместно выделить три условия:

1) желание превзойти существующие достижения (сделать лучше, чем есть);

2) достичь результата высшего класса;

3) реализовать сверхзадачу (программу-максимум) - на грани фантастики.

В плане эмоционального реагирования на выполнение деятельности, увлеченности можно выделить три типа:

- вдохновенный (иногда эйфорический);

- уверенный;

- сомневающийся.

Таким образом, предлагаемая структура довольно многообразно описывает различные типы одаренности, их доминирующие характеристики, своеобразие сочетаний наиболее важных качеств. Все то, что относится к общей творческой одаренности, имеет непосредственное отношение и к различным видам специальной одаренности - научной, технической, педагогической, художественной и т. д.; но при этом мы имеем дело с проявлением определенных доминантных качеств, особенностей, характеризующих специфику творчества в конкретной сфере человеческой деятельности (Моляко, 1981).

б) Изучение одаренности в трудах зарубежных и отечественных психологов

1) Можно количественно определить одаренность, не считаясь с её качеством… Это – измерение степени одаренности людей (Мейман, 1911);

2) Эта задача может быть соединена с качественным исследованием, если постараться измерить степень одаренности в области отдельных способностей, т.е. одаренность памятью, фантазией и т.д.;

3) Можно подвергнуть одаренность чисто качественному исследованию, т.е. к установлению типологических различий.

Очень интересно и то, как понимает Мейман внесение качественного момента в изучение одаренности. Этот момент начинается, по мнению Меймана, там, где имеет место измерение степени одаренности в области отдельных способностей.

Американские психологи в большинстве рассуждают, что такого рода подход является подходом количественным. Например, Д. Старч (1929) говорит, что «различия между людьми скорее количественные, чем качественные. Все люди имеют те же самые рефлексы, инстинкты и способности (способность восприятия, различения, внимания, мышления и т.д.). Различия между людьми являются различиями в силе тех разных способностей, которыми обладает каждый индивид… Различия являются качественными только в том отношении, что встречаются комбинации различных количеств отдельных черт».

Рассматривая одаренность с качественной и количественной стороны, советские психологи, в данном случае Б.М. Теплов (1985), считает, что «проблема одаренности есть проблема прежде всего качественная, а не количественная». Он говорит, что «психология должна ставить своей целью дать практике способы анализа одаренности людей в различных областях, а вовсе не приемы измерения этой одаренности… Не то главное, что одни люди более, а другие менее одарены. Важнее то, что разные люди имеют различную одаренность и различные способности, различные не в количественном, а в качественном отношении. Качественные различия одаренности выражаются не только в том, что один человек одарен в одной области, а другой – в другой, не только в том, что один человек имеет техническую, а другой – музыкальную одаренность… Качественные различия одаренности выражаются в том, что даже и пианистическая одаренность у разных людей качественно различна: один человек по-одному одарен как пианист, а другой – по-другому». [Теплов, 1985, с. 27] Все сказанное выше об одаренности применительно и к способностям.

Страницы: 1 2 


Напряжение
Салливан начинает со знакомого нам представления об организме как напряженной системе, которая теоретически может варьировать между абсолютным покоем, или, как предпочитал говорить Салливан, эйфорией, и абсолютным напряжением, примером чего является крайний ужас. Есть два основных источника напряжения: 1) напряжение может проистекать из ...

Q – критерий Розенбаума
Назначение критерия Критерий используется для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. В каждой из выборок должно быть не менее 11 испытуемых. Описание критерия Это очень простой непараметрический критерий, который позволяет быстро оценить различия между двумя выборками по каком ...

Психологические особенности юношеского возраста
Юношеский возраст - один из самых спутанных и противоречивых в психологических и педагогических представлениях и теориях. Спутанность и противоречивость представлений можно объяснить (как и подросткового возраста) становящимся характером самого возраста в истории цивилизации. По гипотезе Д.Б. Эльконина (1996) об историческом содержании ...