Психологические особенности младшего школьника
Страница 4

В этом - специфика детства. Именно в годы созревания возникают своеобразные состояния психики, когда обнаруживаются особые возможности для проявления и установления тех или иных сторон интеллекта. Можно говорить о возрастной одаренности, имея в виду эти, обусловленные возрастом предпосылки развития.

Каждой ступени детства присуща своя и для последующих возрастов не характерная готовность, расположенность к умственному росту. С точки зрения предпосылок развития дети как бы одареннее взрослых; но очень важно не упустить эти, на время возникающие внутренние условия развития.

Учащиеся вторых классов – самые характерные представители так называемого младшего школьного возраста (Лейтес, 2000). Второклассники очень сильно отличаются друг от друга по успехам в учении – отвлекающиеся и сосредоточенные, быстро схватывающие и тугодумы, более развитые и менее развитые, воспитанные и диковатые. Но всех их роднит одинаковый возраст и некоторые общие особенности реагирования на окружающее. В этом возрасте дети нуждаются в покровительстве старших. Для них велик и несомненен учительский авторитет. На них влияют воздействия первой учительницы. Дети этого возраста довольно легко или даже охотно приобщаются к общему порядку и дисциплине. Им по-своему присуще очень ответственное отношение к занятиям.

Возраст учеников и характер начального обучения в школе определяет особую роль учителя и расположенность детей к послушанию. Послушание младших школьников проявляется уже в их поведении, дисциплинируемости. Среди учеников 7 – 9 лет трудно найти злостных нарушителей дисциплины. Послушание проявляется и в процессе учения. Учащиеся начальных классов склонны делать некий культ из указаний учителя и постоянно просят об указаниях (Лейтес, 2000). Они как должное принимают то, чему и как их учат. Они не претендуют на самостоятельность и независимость от учителя. С точки зрения педагогов и психологов, младший школьный возраст – это самый послушный возраст в жизни человека.

Отношение учащихся младших классов к учительнице имеет и сильную, и слабую стороны и выражает собой определенный этап возрастного развития (Лейтес, 2000).

Такие психологические особенности, как вера в истинность всего, чему учат, подражание, доверчивая исполнительность, являются важной предпосылкой начального обучения в школе, представляют собой как бы залог обучаемости и воспитуемости. С этими особенностями связан процесс быстрого приобщения детей младшего школьного возраста к культуре, к её исходным элементам.

Ученики начальных классов, за редким исключением, любят заниматься в школе. Они пока исключительно вбирают, впитывают и, судя по всему, имеют для этого поистине необыкновенные данные.

Характерна готовность детей этого возраста реагировать сразу же. Для детей 8 – 9 лет очень показательна не только непосредственность реакций, но и попутное осознавание своих впечатлений. Особенности восприимчивости заметны во время прогулок и экскурсий, когда учащиеся могут вслух комментировать происходящее.

Для младшего школьного возраста характерна подражательность многих действий и высказываний. Это важный источник успехов в начальном учении. Подражательность проявляется по преимуществу во внешнем копировании, повторении воспринятого.

Ученики младшего школьного возраста охотно переносят в свои игры то, что сами только что узнали.

Но стремление повторять, усваивать новое таким, каким оно было им дано, иногда оказывается чрезмерным. Например, когда требуется от ученика младшего школьного возраста рассказать текст «своими словами», он почти дословно повторяет отдельные фразы, абзацы или текст целиком. Здесь сказывается сильная механическая память, а также неразвитость речи – ему трудно одно и то же содержание выразить разными словами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Сравнительный анализ.
Последним этапом в работе стал сравнительный анализ. То есть, необходимо просмотреть, имеется ли у акцентуированных личностей компьютерная зависимость и при каких акцентуациях, какой уровень зависимости. Были получены следующие результаты (Рис.3) Рис.3. Влияние типов акцентуаций на формирование увлеченности Из них мы видим, что раз ...

Основные понятия супружеских отношений в отечественной и зарубежной психологии. Анализ общепсихологического подхода к изучению супружеских отношений
Проблема становления, устойчивости семьи – одна из основных проблем современного общества. Семья, семейные отношения, супружеские отношения были и остаются объектом изучения разных наук: философии, психологии, педагогики, социологии, демографии и многих других. Такое внимание к семье, ее становлению и распаду, обусловлено огромным ее зн ...

Дифференцированность и адекватность самооценки спортсменов
Дифференцированность самооценки означает, насколько одинаково вы­ражены уровни ее отдельных составляющих, отражает ее однородность-разнородность. Адекватность — то, насколько оценки собственных свойств личности испытуемых соответствуют действительности (результатам их объ­ективного изучения). Таблица адекватности непосредственно перед ...