Психологические особенности младшего школьника
Страница 1

а) Изучение способностей и одаренности у младших школьников

Изучением способностей и одаренности у младших школьников занимались как зарубежные, так и отечественные психологи. Среди отечественных психологов, занимавшихся этой проблемой можно назвать таких как Б.М. Теплов, Н.С. Лейтес, А.И. Савенков, А.М. Матюшкин, И.В. Дубровина, Г.П. Антонова, и др. Свой вклад в изучение одаренности и способностей внесла В.Ф. Серебрякова, которая рассматривает взаимосвязь умственной активности младших школьников с развитием способностей и одаренности.

Повышенная умственная активность – характерная возрастная черта детей и подростков. Она во многом выражает природно обусловленную потребность в умственных впечатлениях и умственных усилиях. Представление о возрастном развитии данного свойства, рассматриваемого под углом зрения становления общих способностей, можно получить путем сопоставления трех больших периодов школьного детства. Каждый такой период – это качественно своеобразная ступень умственной активности.

Согласно В.Ф. Сибиряковой, у младших школьников умственная активность выступает в форме особой чувствительности к внешним воздействиям, в непосредственной любознательности. В отличии от младшего школьного возраста, в среднем школьном возрасте умственная активность сочетается с возрастающей самостоятельностью и ярко обнаруживается в широте склонностей.

В.Ф. Сибирякова рассматривает проблему зависимости развития способностей и одаренности от умственной активности у младших школьников на примере обучаемости младших школьников (второклассников) иностранному (английскому) языку. В своей работе «Особенности активности младших школьников и обучаемость иностранному языку», опубликованной в 1972 году, она отмечает, что «успехи в такой специальной области, как овладение иностранным языком, непосредственно зависят от общей активности детей».

В этой статье рассмотрены интересные случаи расхождения между разными сторонами активности (умственной и речевой).

Исследование В.Ф. Сибиряковой состояло в сравнительном изучении особенностей усвоения иностранного языка учащимися 2 и 5 классов, впервые приступившими к занятиям по этому предмету. Были обнаружены возрастные различия в обучаемости, обусловленные спецификой активности детей. Оказалось, что особенности умственной активности, отличающие учеников 8 – 9 лет от учеников 11 – 12 лет, дают в некоторых отношениях преимущество младшим детям перед старшими.

Из исследований Сибиряковой установлено, что более ранние возрастные этапы проявлений активности имеют свои особые достоинства. С точки зрения предпосылок развития способностей очень важно сохранение в чертах умственной активности некоторых ценных качеств детскости.

б) Психологические особенности младшего школьника

Многие выдающиеся люди уже в детстве блистали незаурядными способностями. Бывшими вундеркиндами можно назвать не только ряд великих людей прошлого, но и некоторых наших замечательных современников. Ранний, «из ряда вон выходящий» подъем умственных способностей может быть предшественником подлинного таланта (Теплов, 1941).

С другой стороны, выдающиеся умственные проявления ребенка могут оказаться лишь чем-то временным. В ходе возрастного развития, вместе с укреплением и обогащением свойств интеллекта, подъемом их на новый уровень - происходит и ограничение, а то и утрата некоторых детских возможностей.

Что же такое одаренность в младшем школьном возрасте? Как определить, проблески ли это будущего таланта или хорошая подготовка к учебной деятельности? Как рассмотреть специфику способностей и помочь ребенку развить их?

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Типы характера
Характер авторитарный – термин Э. Фромма, означающий тип характера садомазохистской личности, для коей характерны одновременно восхищение властью и желание подчиниться ей – и стремление самой стать властью и подчинять других. Также свойственна любовь к ограничивающим свободу условиям, охотное подчинение судьбе. Характер астено-невроти ...

Предрасположенность к творчеству
Творчество – деятельность человека или коллектива людей по созданию новых оригинальных общественно значимых ценностей. Творческое воображение – вид воображения, направленное на создание новых общественно значимых образов, составляющих основу творчества. Рассматривая процесс художественного творчества, психология не может обойти свои ...

Диагностика исходного уровня развития слухоречевой памяти дошкольников с общим недоразвитием речи (констатирующее исследование)
Результаты диагностики кратковременной слуховой памяти дошкольников с ОНР III уровня по методике «10 слов» А.Р. Лурия на констатирующем этапе исследования были оформлены в таблицу 2. Таблица 2 Результаты диагностики кратковременной слуховой памяти дошкольников с ОНР III уровня по методике «10 слов» А.Р. Лурия на констатирующем этапе ...