Психологические особенности младшего школьника
Страница 5

Детям этого возраста нравится рассуждать, подражая взрослым. Дети 8 – 9 лет легко привыкают к незнакомой обстановке и новым обстоятельствам.

Своеобразный отклик у детей этого возраста вызывает посещение театра. В отличие от более юных зрителей, которые стремятся вмешаться в событие на сцене – подсказывают положительным героям желанные действия, предупреждают их об опасности и т.п., младшие школьники держатся уже более солидно. Конечно, они хохочут, если смешно, негодуют, если кого-то обижают, но не кричат на весь зал и обычно не отвечают на обращения к ним со сцены – они уже не упускают из виду условность представления (Лейтес, 2000).

Детям этого возраста не свойственно задумываться о каких-либо сложностях и трудностях. Они легко и беззаботно относятся ко всему, что не связано с их непосредственными делами. Приобщаясь к сфере познания, они все ещё продолжают играть. Но наивно-игровой характер познания, свойственный детям этого возраста, обнаруживает вместе с тем огромные формальные возможности детского интеллекта. В младшем школьном возрасте дети удивительно легко осваивают очень сложные навыки и формы поведения.

Рассмотренные особенности, которые характерны для младшего школьного возраста, существенно сказываются на познавательных возможностях детей и обусловливают дальнейший ход развития. «Другими словами», - говорит Н.С. Лейтес, - «рассмотренные черты младших школьников – это факторы их возрастной одаренности».

в) Влияние возрастных особенностей на формирование способностей и одаренности

Чтобы понять, каков «вклад» тех или иных возрастных свойств в формирование способностей, следует иметь в виду, что возрастные особенности не только сменяют, вытесняют друг друга, но могут в какой-то мере и закрепляться, оставлять необратимый след.

Многое в способностях растущего человека зависит от того, что же сохранится и будет развито из тех свойств, которые выступают в различные периоды детства, - и насколько скажется это на чертах интеллекта.

Известно, что темп возрастного развития – неравномерен. Наблюдения ряда психологов (Д.Б. Эльконина, В.В.Давыдова, Н.С. Лейтеса, В.В. Клименко) за умственным ростом учеников на протяжении ряда лет. Свидетельствуют о таких явлениях, как убыстрение или замедление умственного подъема, неожиданные «взлеты» или задержки, причем у каждого - в свои возрастные сроки. Это обнаруживается и в относительно одинаковых условиях обучения и воспитания. Такого рода различия между детьми позволяют говорить о разных вариантах, типах возрастного развития. Основываясь на этих наблюдениях, Н.С. Лейтес выдвинул следующую гипотезу возникновения одаренности. Ключ к пониманию раннего расцвета интеллекта в том, что у таких детей, вследствие очень быстрого темпа развития, происходит сближение, а затем и совмещение во времени возрастной чувствительности, свойств возрастной одаренности, идущих от разных периодов детства. А это, судя по всему, на какое-то время приводит как бы к удвоению, а то и многократному усилению предпосылок развития интеллекта! (Лейтес, 1997).

Рассмотрим с этой точки зрения коренную психологическую особенность выдающихся детей: их чрезвычайную умственную активность, непроизвольное, непрестанное влечение к умственной нагрузке. Так вот, это пристрастие к умственным занятиям, к умственному напряжению может быть следствием такого хода возрастного развития, когда оказывается возможным одновременное действие, как бы суммирование активности разных детских возрастов. В самом деле, например, некоторые черты подросткового возраста - деятельная энергия, настрой на самостоятельное достижение цели - обретают особую силу, если становятся присущи, вследствие ускоренного хода развития, детям более младшего возраста, с их повышенной восприимчивостью и наивной серьезностью. В ту пору детства, когда впечатлительность, готовность усваивать, подражание старшим составляют саму жизнь, когда еще не наступило половое созревание, - в такие годы потребность в умственной нагрузке, подъем энергии и самостоятельности могут до крайности напрягать и сосредоточивать усилия развивающегося ума, выступить в виде необычной тяги к умственной работе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Одиночество как социально-психологическое явление
Одиночество - социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и/или со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции. В рамках этого понятия различают два различных феномена - позитивное ...

Нужна ли при выступлении лектору жестикуляция?
Прислушайтесь к советам Д. Карнеги; · не повторяйте один и то же жест, чтобы он не стал монотонным; · не делайте порывистых, резких движений локтями; · не делайте слишком отрывистых жестов; · если вы делаете движение указательным пальцем, чтобы подчеркнуть свою мысль, не бойтесь сохранить этот жест до конца предложения; · делайте т ...

Проблема соотношения веры и знания в различных философских концепциях
Проблема соотношения знания и веры, рационального и иррационального, в более узком значении - науки и религии имеет давнюю историю. Соотношение знания и веры может вылиться в одну из трех основных позиций: · абсолютизация знания и полная элиминация веры; · гипертрофирование последней в ущерб знанию; · попытка совмещения обоих полюсов ...