Материалы » Общение в структуре индивидуальности » Стиль общения в структуре индивидуальности. Индивидуальные различия (individual differences)

Стиль общения в структуре индивидуальности. Индивидуальные различия (individual differences)
Страница 1

Для наиболее полного понимания вопроса рассмотрим его основные категории: индивидуальные различия и общение.

Система коммуникации обусловливает не только нашу уникальность как биологического вида, но и уникальность каждого человека. Речь и язык требуют адекватного физического и неврологического развития людей в сочетании с получением ими соответственного сенсорного опыта для того, чтобы они могли развить базовые навыки, необходимые для коммуникации. Поражение всей НС или какого-либо из ее отделов в результате воздействия генетических или физических факторов, так же как неадекватный сенсорный опыт или неадекватное научение, могут делать людей различными. Возраст, в котором приобретается опыт, эмоциональные факторы и спектр возможностей, также вносят свой вклад в уникальность каждого человека.

Вследствие человеческой уникальности, для получения информации об индивидууме, психологии пришлось обратиться к более общим и менее эффективным групповым подходам. Пришлось разрабатывать методы оценки и статистические процедуры, чтобы сделать результаты оценивания полезными. На их разработку ушло очень много времени, и в результате, научное исследование индивидуальных различий, вместе с особыми факторами, определяющими каждый конкретный случай, началось сравнительно недавно. Образовалась специализированная область в рамках общего поля психологии, котораярая была названа дифференциальной психологией.

Основной вопрос дифференциальной психологии - определение характера и количества тех аспектов, в которых индивидуум может отличаться от других. Эти различия начинают формироваться с момента зачатия вследствие значительных различий хромосом и генов, присущих каждому родителю. На то, какие именно хромосомы и гены «достанутся» младенцу, влияют средовые факторы, а также физическое, ментальное и эмоциональное состояние его матери. Среди прочих факторов индивидуализации - питание, получаемое плодом в утробе матери и новорожденным, объем доступной стимуляции после рождения, тип и степень травмирующего опыта, люди в окружении младенца, а также тип и объем доступного ему обучающего опыта.

Базовое физическое, умственное и эмоциональное развитие индивидуума определяется специфическими генами, полученными от родителей. Каждый набор генов уникален, даже в случае идентичных близнецов. В недавних исследованиях обнаружены различия материнской среды, которые могут сильнее влиять на развитие одного из близнецов.

Среда способна лишь видоизменять то, что уже существует. Например, питание, лишенное таких важных компонентов, как витамины и белки, а также неблагоприятная экология (наличие вредных физических и химических факторов) могут стать причиной драматических изменений.

Нормальное развитие индивидуума невозможно без стимуляции. Сенсорная депривация может привести к задержке моторного и умственного развития.

Опыт различных травм также порождает индивидуальные различия. Падение, вызвавшее повреждение шеи или черепно-мозговую травму, может повлиять на физическое, умственное и эмоциональное развитие. Эмоциональный опыт травматического характера может оказать кратковременное или долговременное влияние на интеллектуальное развитие. Изнурительная болезнь способна пагубно отразиться на физических и умственных способностях индивидуума, равно как и на его эмоциональной сфере.

Половые различия становятся заметными после рождения. Девочки обычно развиваются быстрее мальчиков, что сказывается и на развитии мозга. Вербальные способности быстрее развивающихся индивидуумов превосходят их пространственные способности, а медленнее развивающиеся индивидуумы лучше справляются с задачами на оперирование пространственными образами, чем с вербальными задачами.

В области физического роста существует относительно упорядоченная последовательность возрастных изменений, обусловленная преимущественно наследственностью. Несмотря на то, что порядок стадий физического развития практически одинаков у всех детей, темп развития варьирует очень широко, поэтому возраст, в котором дети начинают вставать или ходить, может колебаться в пределах нескольких месяцев. Половые различия играют здесь главную роль: к пяти годам девочки опережают мальчиков примерно на четыре месяца. Более выраженные различия между полами можно наблюдать во время предподросткового скачка роста, который появляется ближе к концу детства, начинаясь за 2 года до наступления подросткового (пубертатного) возраста. В среднем девочки начинают быстро расти вскоре после десяти лет и достигают пубертатного периода примерно к двенадцати с половиной годам, а к четырнадцати годам у них начинается замедление роста. У мальчиков в среднем скачок роста начинается примерно в тринадцать лет, период половой зрелости наступает в пятнадцать лет, а в шестнадцать лет происходит замедление роста.

Страницы: 1 2


Приложения
Приложение 1. Методика 23. Социометрическая методика Эта методика позволяет определить положение испытуемого в системе межличностных отношений той группы, к которой он принадлежит. Исследование группы при помощи данной методики обычно проводится тогда, когда группа включает в себя не менее 10 человек и существует не менее одного года. ...

Вывод
Выполнив контрольную работу, я попытался, как мог, показать эффективность применения Q-критерия Розенбаума. Сравнивая две выборки, мы увидели, что это очень простой непараметрический критерий, который позволяет быстро оценить различия между двумя выборками по какому-либо признаку. Однако стоит помнить, если критерий Q не выявляет достов ...

Общее недоразвитие речи
У детей с общим недоразвитием речи всегда отмечаются нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематиче­ского слуха, выраженное отставание в формировании сло­варного запаса и грамматического строя. Эти дети самостоятельно в контакт с окружающими не входят, так как свободное общение у них затруднено. Даже те звуки, которые они умеют п ...