Материалы » Общение в структуре индивидуальности » Стиль общения в структуре индивидуальности. Индивидуальные различия (individual differences)

Стиль общения в структуре индивидуальности. Индивидуальные различия (individual differences)
Страница 2

Связанный с научением опыт играет столь важную роль в эмоциональном развитии, что никаких четких различий в эмоциональном поведении представителей двух полов установить не удалось. По мере взросления ребенка его эмоциональные особенности претерпевают значительные изменения; то же самое происходит и с типом опыта, вызывающим эмоциональные реакции. Родительские аттитюды и родительское поведение, культура и окружение - все это важные факторы эмоционального развития индивидуума, но не меньшее значение имеют и собственные характеристики последнего.

Честь проведения первого систематического исследования индивидуальных различий приписывается Фрэнсису Гальтону. Убежденный в том, что наследственность является главным фактором появления различий среди людей, он разработал сенсомоторный тест на дифференцировку раздражителей. Этот тест был признан первой мерой интеллектуального потенциала.

Джеймса М. Кэттелла интересовали различия между людьми в нескольких областях, включая академическую успеваемость. Говорят, что уже в 1890 г. он использовал термин «умственный тест».

Альфред Бине пришел к изучению индивидуальных различий через свои исследования гипноза и наблюдения за своими дочерьми, по-разному подходившими к решению задач. Работая с Теодором Симоном, он в 1905 г. создал первую настоящую шкалу интеллекта, составив группу когнитивных и сенсорных заданий в целях выявления в школах Франции детей с задержкой умственного развития.

Тестовый материал и подходы к тестированию за прошедшее с тех пор время были существенно усовершенствованы. Новые методики оценки тестовых материалов и результатов тестирования повысили практическую ценность тестов. Именно поэтому сегодня легче выявить сильные и слабые стороны индивидуума и включить его в самую подходящую (из существующих) для него образовательную или тренинговую программу, отвечающую его потребностям.

Измерение является единственным способом, позволяющим определить, как один человек будет отличаться от другого в аспектах, недоступных для прямого наблюдения.

Интеллектуальная деятельность чаще всего затрагивается в дискуссиях о средствах измерения индивидуальных различий. Интеллектуальное функционирование индивидуума зависит от унаследованного потенциала и среды, которая делает возможным развитие этого потенциала. Однако IQ не относится к таким постоянным характеристикам, как цвет глаз. Если измерять IQ одного и того же человека в течение какого-то периода времени, то произойдет увеличение постоянства показателей IQ. Это увеличение постоянства может быть связано с изменениями, происходящими в результате созревания, и с опытом, улучшающим способность индивидуума обрабатывать информацию в НС. Определенную роль в этом процессе играет и научение, которое со временем восполняет ранее существовавшие пробелы в знаниях, благодаря чему достигается некий баланс и показатели IQ становятся все более похожими.

Многие аспекты интеллекта невозможно адекватно оценить с помощью традиционных тестов IQ, которые преимущественно направлены на выявление способностей, наиболее релевантных обучению в школе.

Для создания точной картины интеллекта необходимо выборочное исследование деятельности в широком спектре способностей. Получаемые показатели отражают опыт, приобретенный индивидуумом как в учебных заведениях, так и за их пределами, и тесно связанный с присущими этому индивидууму психологическими особенностями.

Страницы: 1 2 


Воспроизведение и узнавание
Воспроизведение и узна­вание— процессы восстановления прежде воспринятого. Разли­чие между ними заключается в том, что узнавание происходит при повторной встрече с объектом, при повторном его восприя­тии, воспроизведение же — в отсутствие объекта. Воспроизведение может быть непроизволь­ным и произвольным. Непроизвольное — это ненамерен ...

Результаты исследования типа универсальных ценностей.
При использовании опросника Ш. Шварца Таблица 5.1. (Приложение 3) выявлены данные, которые схожи с показателями, полученными по Методике М. Рокича. Показатели нормативных идеалов и показатели индивидуальных приоритетов различаются, заметно снижение средних показателей ценностных ориентаций, так как не все ценностные ориентации личности ...

Исследование последствий стресса у сотрудников МОУ «Шоршелская СОШ им. А. Г. Николаева». Характеристика МОУ «Шоршелская СОШ им. А.Г.Николаева
Практическая часть курсового проекта «Стресс и его последствия» была изучена на преподавателях и сотрудниках МОУ «Шоршелская СОШ им. А.Г.Николаева». Расположение данной школы во многом способствует тому, что персоналу постоянно приходится пребывать в состоянии стресса. А именно являясь, ресурсным центром Мариинско-Посадского района, гд ...