К группо-детерминированным относятся не только те конфликты, в которых
непосредственно участвует больше двух человек. Конфликтовать могут даже два человека, хотя схема данной модели предусматривает участие в качестве непосредственно конфликтующих между собой сторон и конкретных лиц, и групп, и трех и более сторон. Дело в причине, в данном случае в "кукловоде", который "из-за кулич" организует столкновение других, причем в большинстве случаев незаметно для последних. Схема эта хорошо известна по практике обыденной жизни, когда одни люди манипулируют другими, стравливают, провоцируют, интригуют, сталкивают людей для получения собственной выгоды, а иногда и просто для извращенного удовольствия. Ключевой фактор в развитии данного конфликта - сам "кукловод", который, при известном мастерстве, всегда найдет материал для конструирования конфликта в лице человеческих слабостей и стечения обстоятельств. В большинстве случаев "кукловод" - негативная фигура, хотя и не всегда.
Основные варианты:
Спровоцированный конфликт - кто-то третий (или третьи лица) что-то
сболтнут, приврал, сочинил или просто передал слушок, а иногда даже и достоверную информацию, но не к месту и не по адресу, по некоему злому умыслу или просто по недомыслию, а в результате, при соответствующем стечении обстоятельств - конфликтное столкновение людей. Атмосфера сплетен, пересудов, наговоров, существующая в некоторых коллективах, весьма способствует подобного рода конфликтам. Работа со средой, окружением данного конфликта - важное направление его урегулирования.
"Разделяй и властвуй" - известная формула Н. Макиавелли, которая
испокон веков использовалась власть предержащими для управления людьми. В данном случае - это сознательное, замаскированное сталкивание людей с целью нанесения им ущерба и извлечения из этого личной выгоды. Чаще всего этот безнравственный инструмент в работе с людьми применяют руководители, лидеры, но не обязательно только они. Например, один из кандидатов на выдвижение может стравить между собой двух других и, ослабив их, получить преимущество. Если в предыдущем варианте "кукловод" только провоцирует, запускает конфликт, то здесь обычно идет управление по результату. Там он - случаен, любитель, здесь - мастер и профессионал.
"Паны дерутся, а у холопов чубы трещат". Обычно это конфликт между сотрудниками смежных подразделений, спровоцированный или направляемый конфликтом их руководителей. Здесь уже вариант с двумя "кукловодами", хотя не все "паны", и не всегда отдают себе отчет в том, что происходит с их "холопами".
Позитивное конструирование конфликта. Конфликт, как отмечалось
ранее, инструмент не только разрушительный, но и созидательный, хотя при этом и острый, и опасный. Организованный конфликт может применяться и для позитивного воздействия на людей. Разумеется, при соблюдении специальной техники безопасности. Подробнее о конструировании конфликтов - ниже.
При диагностике этого конфликта:
особое внимание - начальной стадии конфликта - с чего все началось, с какой информации, с каких действий, где повод, где причина;
важно отделить факты от домыслов и ложной информации;
Характеристика агрессии и агрессивности в российских и зарубежных теориях. Понятие агрессии и агрессивности
Решению проблемы агрессивности человека посвящены многочисленные зарубежные исследования таких авторов, как Э. Фромм А. Адлер, А. Бандура, Л. Берковиц, Р. Бэрон, Д. Ричардсон, К. Лоренц.
Э.Фромм рассматривал два разных вида агрессии: оборонительную «доброкачественную» агрессию, которая служит делу выживания человека и имеет биологическ ...
Особенности
самооценки у подростков с нарушением интеллекта
Самооценке принадлежит важная роль в процессе саморегуляции повеления индивида и его взаимодействия с окружающей средой. Она играет большую роль в формировании самосознания.
Проблемам обучения и воспитания детей с дефектами в развитии большое внимание уделял Л.С.Выготский. Он считал, что нельзя ограничиваться констатацией того, что у у ...
Формирование компьютерной зависимости у подростков.
Подростковый возраст долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение.
Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, св ...



Разделы