К группо-детерминированным относятся не только те конфликты, в которых
непосредственно участвует больше двух человек. Конфликтовать могут даже два человека, хотя схема данной модели предусматривает участие в качестве непосредственно конфликтующих между собой сторон и конкретных лиц, и групп, и трех и более сторон. Дело в причине, в данном случае в "кукловоде", который "из-за кулич" организует столкновение других, причем в большинстве случаев незаметно для последних. Схема эта хорошо известна по практике обыденной жизни, когда одни люди манипулируют другими, стравливают, провоцируют, интригуют, сталкивают людей для получения собственной выгоды, а иногда и просто для извращенного удовольствия. Ключевой фактор в развитии данного конфликта - сам "кукловод", который, при известном мастерстве, всегда найдет материал для конструирования конфликта в лице человеческих слабостей и стечения обстоятельств. В большинстве случаев "кукловод" - негативная фигура, хотя и не всегда.
Основные варианты:
Спровоцированный конфликт - кто-то третий (или третьи лица) что-то
сболтнут, приврал, сочинил или просто передал слушок, а иногда даже и достоверную информацию, но не к месту и не по адресу, по некоему злому умыслу или просто по недомыслию, а в результате, при соответствующем стечении обстоятельств - конфликтное столкновение людей. Атмосфера сплетен, пересудов, наговоров, существующая в некоторых коллективах, весьма способствует подобного рода конфликтам. Работа со средой, окружением данного конфликта - важное направление его урегулирования.
"Разделяй и властвуй" - известная формула Н. Макиавелли, которая
испокон веков использовалась власть предержащими для управления людьми. В данном случае - это сознательное, замаскированное сталкивание людей с целью нанесения им ущерба и извлечения из этого личной выгоды. Чаще всего этот безнравственный инструмент в работе с людьми применяют руководители, лидеры, но не обязательно только они. Например, один из кандидатов на выдвижение может стравить между собой двух других и, ослабив их, получить преимущество. Если в предыдущем варианте "кукловод" только провоцирует, запускает конфликт, то здесь обычно идет управление по результату. Там он - случаен, любитель, здесь - мастер и профессионал.
"Паны дерутся, а у холопов чубы трещат". Обычно это конфликт между сотрудниками смежных подразделений, спровоцированный или направляемый конфликтом их руководителей. Здесь уже вариант с двумя "кукловодами", хотя не все "паны", и не всегда отдают себе отчет в том, что происходит с их "холопами".
Позитивное конструирование конфликта. Конфликт, как отмечалось
ранее, инструмент не только разрушительный, но и созидательный, хотя при этом и острый, и опасный. Организованный конфликт может применяться и для позитивного воздействия на людей. Разумеется, при соблюдении специальной техники безопасности. Подробнее о конструировании конфликтов - ниже.
При диагностике этого конфликта:
особое внимание - начальной стадии конфликта - с чего все началось, с какой информации, с каких действий, где повод, где причина;
важно отделить факты от домыслов и ложной информации;
Конфликт "личность - группа" ("один
против всех" или "все на одного") (модель № 5)
Это, пожалуй, наиболее распространенная модель конфликта, детерминированного групповыми факторами. Причина конфликта - в противоречии между личностью и группой, в которую она включена.
Развитие конфликта определяется:
позицией и силой личности, противостоящей группе (лидер, авторитетный член группы, новичок, малоавторитетный член груп ...
Выводы
В общих чертах принципы работы с детьми отклоняющегося поведения формулируются следующим образом:
1. Создание отношений доверительности в системе «взрослый – ребенок».
2. Интеграция всех субъектов, занятых деятельностью по предупреждению противоправного и преступного поведения несовершеннолетних в единую систему. Только пи этом услови ...
Сравнительный анализ социально-психологической адаптации первичного и
контрольного исследования
Из полигонов частот, видно, что общий уровень социально-психологической адаптированности вырос с27,2 балла до 33,5 балла, т.е. с низкого уровня вырос почти до среднего.
При первичном исследовании было выявлено только трое учащихся (02, 09, 10)- 30%, имеющих нормальный уровень социально-психологической адаптированности, остальные 70% уч ...



Разделы