Материалы » Социализация агрессивных детей в ДОУ » Характеристика агрессии и агрессивности в российских и зарубежных теориях. Понятие агрессии и агрессивности

Характеристика агрессии и агрессивности в российских и зарубежных теориях. Понятие агрессии и агрессивности
Страница 1

Решению проблемы агрессивности человека посвящены многочисленные зарубежные исследования таких авторов, как Э. Фромм А. Адлер, А. Бандура, Л. Берковиц, Р. Бэрон, Д. Ричардсон, К. Лоренц.

Э.Фромм рассматривал два разных вида агрессии: оборонительную «доброкачественную» агрессию, которая служит делу выживания человека и имеет биологические корни. Другой вид агрессии называется «злокачественной», это деструктивность и жестокость, которая определяется психологическими и социальными факторами. Л. Берковиц является автором фрустрационной теории агрессии и выдвигает предположение о том, что фрустрация вызывает озлобленность и эмоциональную готовность реагировать агрессивно. Альфред Адлер считает, что «агонизирующее» сознание порождает различные формы агрессивного поведения. Это естественная реакция на принуждение, вытекающая из стремления каждого человека ощущать себя субъектом, а не объектом. Теория социального научения, представленная А.Бандурой, убеждает, что мы научаемся агрессии не только потому, что это бывает выгодно, но также перенимаем ее как модель поведения, наблюдая за другими людьми.

В отечественной психологии проблема агрессивности представлена следующими учеными: А.А. Реан, Ю.Б. Гиппенрейтер, Ю.М. Антонян, Т.М.Трапезниковой, Ю.Б. Можгинским, И.А. Кудрявцевым, В.Г. Леонтьевым и многими другими. Благодаря их работам в настоящее время исследование агрессивности личности превратилось в самостоятельное научное направление.

Изучение агрессивности в отечественной психологии Агрессия (и агрессоры) всегда оценивается резко отрицательно как выражение антигуманизма, насилия, культа грубой силы. В некоторых случаях об агрессивных действиях говорят как об энергично наступательных и дают им положительную оценку. Это обычно делается, когда речь идет о спортивных состязаниях: отсутствие у команды спортивной «злости» или агрессивности оценивается как существенный недостаток. Такая «положительная» агрессия является скорее исключением, имеющим место в узкой специальной сфере. В повседневной жизни встречаются формы грубого насильственного поведения, относящиеся к агрессии.

Для научного осмысления человеческой агрессии необходимо уточнить смысл и значение этого понятия. В историко-этимологическом словаре современного русского языка термин «агрессия» (от латинского - agressio) трактуется как нападение, приступ. «Агрессивный» (франц. agressif) в словаре иностранных слов, характеризующийся актами насилия и агрессии, угрожающий миру и безопасности народов; полный неприязни, ненависти, вражды, угрозы. В психологическом словаре агрессия рассматривается как мотивационное поведение, акт, который часто может наносить вред объектам атаки-нападения или же физический ущерб другим индивидам, вызывающий у них депрессию, психодискомфорт, неуютность, напряженность, страх, аномальное психопереживание. В литературе используется различная терминология: различают агрессию, агрессивность, агрессивное поведение. Четкого определения понятия «агрессия» до сих пор нет.

Н.Д. Левитов отмечает, что «Под агрессией понимается вредоносное поведение. В понятии «агрессия» объединяются различные по форме и результатам акты поведения - от таких, как злые шутки, сплетни, враждебные фантазии, деструктивные формы поведения, до бандитизма и убийств».

Л.М. Семенюк пишет, что встречаются разные трактовки этого понятия: во-первых, под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению; во-вторых, по мнению Ю.Б. Можинского, это акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Согласно Т.Г. Румянцевой, которая выделяет индивидуальную агрессию и социально-групповую. Индивидуальная агрессия может совершенствоваться не благодаря, а вопреки принятой в обществе системе ценностей и быть свидетельством социального неблагополучия не общества в целом, а либо самого индивида, либо его непосредственного окружения. В.В.Знаков различает агрессию «инициативную» и «оборонную». Первая имеет место, когда агрессором является зачинщик, а вторая - когда агрессия представляет собой реакцию на агрессию.

Многие авторы разводят понятия агрессии как специфической формы поведения и агрессивности как психического свойства личности. Агрессия трактуется как процесс, имеющий специфическую функцию и организацию; агрессивность же рассматривается как некоторая структура, являющаяся компонентом более сложной структуры психических свойств человека. Агрессию мы рассматриваем как психологическое состояние, вслед за профессором Н.Д. Левитовым, который выделяет в агрессии познавательный, эмоциональный и волевой компоненты. Познавательный и волевой компоненты заключаются в ориентировке, которая требует понимания ситуации, выделения объекта для нападения и «идентификации своих «наступательных» средств».

Страницы: 1 2 3 4 5


Конфликт "группа - группа" ("стенка на стенку") (модель № 6)
Причины этого конфликта - противоречия внутриколлективной, внутригрупповой психологии, связанные с разнородностью состава, поляризованностью и хроническими деформациями структуры коллектива и групп, обострениями динамики социально-психологических процессов и состояний. При протекании в форме открытой борьбы, что бывает довольно редко, - ...

Воображение
Воображение - психический процесс создания нового, в форме образа, представления или идеи. В процессе отражения окружающего мира человек с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы. Человек может мысленно представить себе то, чего ...

Особенности психического развития при РДА: специфические нарушения восприятия, речи, мышления по типу искажения, страхи как следствие гиперсензитивности детей с РДА
Ощущения и восприятие. Для детей с РДА характерно своеобразие в реагировании на сенсорные раздражители. Это выражается в повышенной ceнсорной ранимости, и в то же время, как следствие повышенной ранимости, для них характерно игнорирование воздействий, а также значительное расхождение в характере реакций, вызываемых социальными и физичес ...