Агрессивность, по определению К.К. Платонова, это « .психическое явление, выражающееся в стремлении к насильственным действиям в межличностных отношениях. А.А. Реан понимает под агрессивностью такое свойство личности, которое выражается в готовности к агрессии.
Для того, чтобы отнести агрессивность к категории свойств личности, необходимо ее соответствие ряду критериев. В философском энциклопедическом словаре свойство определяется так: "Свойство - философская категория, выражающая такую сторону предмета, которая обусловливает его различие или общность с другими предметами и обнаруживается в его отношении к ним. Всякое свойство относительно: свойство не существует вне отношений к другим свойствам и вещам. Свойство вещей внутренне присуще им, существует объективно".
«Один из основных признаков свойств, - пишет В.С. Мерлин, - заключается в том, что они всегда выражают отношение человека к определенной стороне действительности".
В.Н. Мясищев указывает: "Психологические отношения человека в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности". Б.Г. Ананьев отмечает: "Формирование начальных свойств личности связано с образованием постоянного комплекса социальных связей, регулируемых нормами и правилами, освоением средств общения, предметной деятельностью с ее социальной мотивацией, осознанием семейных и других ролей в процессе социализации".
К.К. Платонов описывает свойство личности как частнопсихологическую категорию: « .род психических явлений, отличающихся от кратковременных психических процессов и психических состояний большей стойкостью, хотя и поддающихся формированию в процессе воспитания и перевоспитания. Стойкость свойств в личности не в их непрерывности, а в одинаковости при повторных проявлениях. Психические свойства изменяются в результате биологического развития человека от детства до старости. Могут они меняться и в результате заболевания. Но наиболее всего они изменяются под влиянием социальных условий".
По мнению B.C. Мерлина, относительные устойчивость и постоянство основные признаки, отличающие психические свойства личности. Таким образом, основными критериями, позволяющими отнести агрессивность к свойствам личности, являются: выражение данным свойством некоторого отношения к определенным сторонам действительности;
формирование в процессе социализации и образования постоянного комплекса социальных связей; относительная изменчивость под воздействием социальных условий; относительная устойчивость, постоянство, одинаковость при повторных проявлениях.
То есть агрессивность, мы будем понимать как устойчивое личностное свойство, которое реализуется в поведении такими особенностями как постоянство, сходство, предсказуемость. Т.Г. Румянцева рассматривает агрессивность как форму социального поведения, так как человеческое агрессивное поведение осуществляется в контексте социального взаимодействия. В определении поведения в качестве агрессивного решающее место должно принадлежать понятию нормы, отсюда и название данной ориентации. Нормы формируют своеобразный механизм контроля за обозначением тех или иных действий. Когда эти нормы соблюдены, воспринимаемое поведение не будет рассматриваться в качестве агрессивного, независимо от степени губительности последствий такого поведения. И наоборот, если нормы нарушены, на поведение "навешивается ярлык агрессии". Таким образом, поведение называется агрессивным при наличии двух обязательных условий:
1) когда имеют место губительные для жертвы последствия;
2) когда нарушены нормы поведения.
Хотя нормативный характер представления агрессивного поведения не абсолютизирован, все же его проявления находят отражения в непровоцируемом нападении. Таким образом, взаимосвязь трех форм агрессии, агрессивности и агрессивного поведения очевидна. "Свойства обнаруживаются и в процессах, и в отношениях, и в состояниях человека, .свойства отношений, состояний в деятельности выступают как свойство личности" - пишет В.Н. Мясищев. Социально опасные последствия агрессивного поведения, привлекая к себе особое внимание, наполнили этот термин лишь отрицательным смыслом и привели к отрицанию социально одобряемой агрессии.
Выявление взаимосвязи доминирующего стиля управления и
социально-психологического климата коллектива.
Для выявления взаимосвязи был использован метод ранговой корреляции по Спирмену (табл. 5-7).
Табл. 5. Предприятие 1
Социально-психол. климат
Spearman's rho
Авторитарный стиль управления
Correlation Coefficient
-,673
Sig. (2-tailed)
,016
N
12
...
Стадиальность психического развития человека: проблема периодизации
развития в онтогенезе
Современная психология располагает значительным объемом знаний о развитии человека, начиная с пренатального периода (до рождения). Один из основных вопросов, которые требуют своего решения, касается того, можно ли представить ход развития в виде непрерывных изменений постепенно совершающихся с человеком или это процесс скачкообразных из ...
Приемы вербального общения
Рассказ об аналогичном поступке
. Применяя этот прием, педагог вспоминает о факте, сходном по смыслу с поступком, о котором идет речь, и помогает воспитуемому самостоятельно установить аналогию этого факта со своим поведением, верно оценить его, чтобы в дальнейшем вести себя правильно. Рассказ об аналогичном поступке. Применяя этот прие ...
Разделы