Материалы » Социализация агрессивных детей в ДОУ » Характеристика агрессии и агрессивности в российских и зарубежных теориях. Понятие агрессии и агрессивности

Характеристика агрессии и агрессивности в российских и зарубежных теориях. Понятие агрессии и агрессивности
Страница 4

Феномен аутоагрессии достаточно хорошо изучен А.А. Реан. Уровень аутоагрессии достоверно коррелирует с интроверсией, педантичностью, невротичностью и отрицательно - с общительностью и с адекватной самооценкой личности.

Криминальные аспекты агрессии исследованы Ю.М. Антонян, В.В. Гульдман, И.А. Кудрявцевым и другими. Ю.Б. Можгинский исследует эмоциональные и кризисные механизмы агрессивного поведения личности, а И.А. Фурмановым проведен теоретический анализ многочисленных концепций и механизмов агрессии и условно определены уровни агрессии. Критерием данных уровней являются субъектно-объектные отношения. По мнению В.Г. Леонтьева, А.Н. Жмырикова агрессия является неконструктивной формой адаптации человека к неблагоприятным ситуациям. Она выражается в вербальной агрессии (частых ссорах с коллегами, друзьями, членами семьи и т.д.), а иногда и в физической агрессии. Неконструктивность агрессивных реакций, по мнению авторов, выражается в неумении устанавливать контакты с социальным окружением, в отсутствии гибкости, пластичности при решении любых проблем, в наличии большого количества неразрешенных конфликтов. Для них характерны: высокая эмоциональная неустойчивость, подозрительность, напряженность.

Такие личностные характеристики снижают уровень психической адаптации, так как у них доминирует эго-защитная направленность. Субъекты с такой направленностью предъявляют гораздо более высокие требования к окружающим людям, чем к себе, всегда оправдывают собственные неудачи вмешательством других людей. Они легко впадают в аффективное состояние даже при решении простых задач.

Нарушения адекватности в поведении чаще вызываются непосильными требованиями общества к личности, семьи к ребенку.

Агрессивно-негативная атмосфера общества, пропаганда насилия средствами массовой информации провоцирует разрушительные тенденции в личности. Функции агрессивного поведения разнообразны:

функция самозащиты, ориентирующаяся на инстинкт самосохранения;

функция самореализации и самоутверждения; функция разрядки накопившейся негативной энергии; функция адаптации.

Последний подход «основан на предположении, что семьи живут в культуре, где господствует насилие, что находит отражение, в частности, в соответствующем выборе телевизионных программ для семейного просмотра (насилие, жестокость, агрессия)» [20, с. 5]. По данным ЦСО РАО, в 1999 году в среднем на один час телетрансляций приходится 4,2 сцены насилия или эротики, т.е. каждые 15 минут зритель российского телевидения видит на экране акт агрессии, насилия или эротическую сцену, А наличие различной киновидеопродукции агрессивного содержания, в частности, предназначенной для просмотра детьми, является весьма актуальным вопросом.

Г.С. Мельник, исследуя психологические проблемы и эффекты средств массовой информации, отмечает: «Выясняются негативные факторы влияния на систему ценностей, поведения и социальные установки детей посредством кино, радио, телевидения. Один из аспектов проблемы - восприятие телепрограмм; факторы, влияющие на идентификацию; роль телевидения в усвоении просоциальных образцов поведения; выявление зависимости между насилием и реальным поведением. Массовая коммуникация, отклоняющееся поведение и преступность рассматривается в общей концепции влияния СМИ на человека». [55, с. 126]. Кроме того, мы считаем, что всестороннее рассмотрение данного вопроса требует взаимодействия не только с педагогической или социологической наукой, как это делалось ранее, но и с различными аспектами искусствоведения, касающихся, в частности, различных экранных искусств (работы М.И. Жабского, Е.В. Квасовой, А.М. Орлова, И.А. Полуэктовой и других). Эта позиция находит подтверждение в работе П.А. Кудина, Б.Ф. Ломова и А.А. Митькина. Проблема влияния агрессивной киновидеопродукции достаточно широко освещается в западной, в частности, американской социальной психологии (Бандура, Либерт, Бэрон, Лейенс, Камино, Парке, Берковиц и другие), однако акцент делался, главным образом, на достаточно общем вопросе — повышается или понижается агрессивность ребенка в связи с фактом просмотра «агрессивных телепередач». В отечественной психологии влияние СМИ на детей изучалось, главным образом, с точки зрения теории массовых коммуникаций в работах С.Х. Раппопорт, Ю.А. Огородников, Ю.Н. Давыдов, М. Лауристин, Н. Богомолова, Ю.А. Шерковин, Е.П. Крупник Е.П. Здесь акцент делался, главным образом, на различные механизмы передачи и восприятия информации, под которой в данной концепции понималось «то, что вносит изменение в наше сознание и чувства и переживается нами психически либо в виде выработки и принятии решений, либо в виде тех или иных эмоций». [7, с. 66]. О.В. Гордякова [15, с. 97] отмечает также, что в литературе неоднократно высказывалось предположение о том, что агрессивное поведение детей, возникшее после просмотра соответствующих передач определяется, помимо ситуативных, и личностными факторами, однако до сих пор эта проблема не получила однозначного решения.

Страницы: 1 2 3 4 5


Теория конфликта
Сторонники теории культурного переноса подчеркивают, что для индивидов, принадлежащих к различным субкультурам, характерны несколько различающиеся модели поведения, поскольку процесс их социализации базируется на различных традициях. Приверженцы теории конфликта согласны с этим положением, но пытаются ответить на вопрос: "Какая соц ...

Приемы перцептивного общения
Перцептивная сторона общения проявляется через восприятие, понимание и оценку людьми друг друга. Один из самых действенных приемов перцептивного об­щения — прием парадокса , когда хладнокровие, выдержка и находчивость педагога позволяют «не заметить» шалость ребят, рассчитанную на возмущение преподавателя. Возник­шая ситуация используе ...

Стратегия и динамика переговоров. Стратегия переговоров
Вступая в переговоры, участники могут использовать различные стратегии их ведения. Выбор той или иной стратегии зависит от ситуации, в которой ведутся переговоры. Выделяют две основных стратегии ведения переговоров:1) позиционный торг, и 2) переговоры на основе взаимного учета интересов. Позиционный торг представляет собой такую страт ...