Умение 2.
Страница 1

Ситуация 1.

Инспектор Борисов, опрашивая свидетелей преступления, выяснил, что преступники скрылись на поджидавшем их автомобиле. Трое свидетелей смогли даже назвать марку и цвет этой машины. Первый из них утверждал, что автомобиль был синего цвета, а также, что это были «Жигули». Второй утверждал, что это была «Волга» черного цвета. Третий сказал, что преступники умчались на «Мерседесе» и что он был, никак не синим.

Показания этих трех свидетелей настолько не соответствовали друг другу, что инспектор Борисов, заподозрил их в том, что они заинтересованы, чтобы преступников не нашли. Позднее это предположение подтвердилось, и стало известно, что каждый из них в своих показаниях правильно назвал либо цвет, либо марку автомобиля. После этого инспектор Борисов быстро определил, какого цвета и какой марки был автомобиль, на котором скрылись преступники. Как он это сделал?

Решение:

Цвет Марка

Свидетель 1: А1 – синий В1 – «Жигули»

Свидетель 2: А2 – черный В2 – «Волга»

Свидетель 3: А3 – не синий В3 – «Мерседес»

Алгоритм

Конкретное соответствие данной ситуации предложенному алгоритму

1

Выделение ложного и истинного суждений

1)

А1-и В1- л 2)

А1-и В1-л 3)

А1-и В1-л 4)

А1-и В1-л

А2-и В2-л А2-л В2-и А2-и В2-л А2-л В2-и

А3-и В3-л А3-и В3-л А3-л В3-и А3-л В3-и

5)

А1-л В1-и 6)

А1-л В1-и 7)

А1-л В1-и 8)

А1-л В1-и

А2-л В2-и А2-и В2-л А2-и В2-л А2-л В2-и

А3-л В3-и А3-и В3-л А3-л В3-и А3-л В3-л

2

Замена ложного суждения его истинной парой

1)

не Жигули 2)

не Жигули 3)

синий 4)

не Жигули

не Волга не черный не Волга не черный

не Мерседес не Мерседес синий синий

5)

не синий 6)

не синий 7)

не синий 8)

не синий

не черный не Волга не Волга не черный

синий не Мерседес синий не Мерседес

3

Сопоставление истинных суждений: если они не противоречат друг другу, то логическая конструкция правильна.

1)А1 и А3 противоречат друг другу – логическая конструкция не правильна

2)А1 и А3 противоречат друг другу – логическая конструкция не правильна

3)А1, А2 и А3 противоречат друг другу – логическая конструкция не правильна

4)В2 и В3 противоречат друг другу – логическая конструкция не правильна

5)А1 и А3, а также В1, В2, В3 противоречат друг другу – логическая конструкция не правильна

6) Истинные сужения не противоречат друг другу – логическая конструкция правильна

7)А1 и А3, В1 и В3 противоречат друг другу – логическая конструкция не правильна

8) В1 и В2 противоречат друг другу – логическая конструкция не правильна

4

Вывод на основании полученных данных.

Истинная версия №6.

Преступник скрылся на черных «Жигулях». К такому выводу пришел инспектор Борисов, применив логический закон противоречия.

Ситуация 2.

Инспектор Борисов расследует дело о хищении. В этом преступлении подозреваются Брагин, Кургин и Лиходеев. Каждый из них дал следующие показания:

1) БРАГИН: «Я не делал этого. Это сделал Лиходеев».

2) ЛИХОДЕЕВ: «Я не виноват, но и Кургин тут не при чем».

Страницы: 1 2 3 4


Расовые различия (racial differences)
Стилем общения в дифференциальной психологии можно также выделить и общение людей, принадлежащих разным расам. Классификация, начиная с линнеевской, проводили различия между «расами», если можно было с высокой точностью определить отличия членов групп друг от друга. Надежное установление различий требует, чтобы одни расы отличались от д ...

Гармоничный тип личности
У детей этого типа в равной мере сформировались все личностные свойства и практически отсутствуют такие психологические факторы, как тревожность, напряженность. Такие дети не испытывают трудности в школе. Они обладают достаточно высоким уровнем сформированности интеллектуальных функций, общительны, уверенны в себе, добросовестно относят ...

Проблема развития личности. Личность и ее структура.
Ребенок приобщается к духовной и материальной культуре, созданной человечеством, не пассивно, а ак­тивно, в процессе деятельности, от характера которой и от особенности взаимоотношений, складывающихся у него с окружающими людьми, во мно­гом зависит процесс формирования его личности. А. С. Запорожец На вопрос, что такое личность, психо ...