Материалы » Сущность эмпатии и её роль в техническом творчестве » Творчество. Методы поиска творческих решений

Творчество. Методы поиска творческих решений
Страница 1

Творческая деятельность — такая деятельность, которая создает нечто новое: вещь, построение ума, чувство.

В деятельности человека существует два вида поступков:

— воспроизводящие (репродуктивные), теснейшим образом связанные с памятью — более или менее точное повторение прежнего опыта

— творческие — создание новых образов вещей или действий на основе прежнего опыта. Именно творческая деятельность делает человека существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее. Творчество — удел не только избранных людей, гениев, талантов, но существует везде, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое. В каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека. (Л. С. Выготский).

Методика поиска средств решения изобретательских задач находится в зачаточном состоянии. Создание такой методики затрудняет ряд объективных причин:

изобретательскую задачу, как правило, можно решить путем использования нескольких, в ряде случаев большого числа, принципов;

каждый принцип решения изобретательской задачи большей частью может быть найден несколькими эвристическими методами; с другой стороны, нередко к одному и тому же принципу решения приводят различные методы поиска;

наряду с объективно существующими закономерностями творческого процесса необходимо учесть и индивидуальные особенности каждого человека;

существуют стереотипные методы для поиска решения большинства изобретательских задач, приводящие к решению в большинстве случаев. Решение, найденное посредством применения стереотипного метода, нередко менее оригинально, чем достигнутое путем применения метода, который ранее не использовался для решения аналогичных задач;

всякий выбор методов поиска решения изобретательской задачи связан с ограничением их числа. Выбор ряда стереотипных методов нередко означает элиминацию оптимального метода для достижения решения с наиболее яркой оригинальностью.

Однако создание методики выбора средств для решения изобретательских задач вполне возможно, хотя таковая и не гарантирует оптимальный отбор упомянутых средств в каждом отдельном случае. Ряд таких методов выбора давно применяется в изобретательской практике.

Выбор средств решения задач изобретатели осуществляют по-разному: одни применяют освоенные ими методы выбора средств, другие сознательно активизируют прошлый опыт решения аналогичных задач, третьи осуществляют выбор более или менее интуитивно.

Методика выбора средств решения базируется на сознательном использовании умственных операций для оптимального выбора методов и способов действия.

Предпосылками правильного выбора средств является усмотрение проблемной ситуации, семантическая интерпретация задачи, например, в виде эскиза, графа, структурной схемы компонентов задачи, актуализация прошлого опыта и знаний в области средств решения изобретательских задач.

Рассмотрим наиболее распространенные методы выбора средств решения изобретательских задач.

Метод линейного расположения средств решения изобретательской задачи является наиболее простым методом этого рода. Сущность его заключается в составлении списка известных изобретателю простых эвристических средств решения изобретательских задач, из которого для решения конкретной задачи выбираются отдельные средства.

Наиболее распространены списки эвристических методов решения задачи, которые составляются по различным принципам. Одни изобретатели группируют их по алфавиту, другие - по частоте применения в определенной области техники, третьи - по степени универсальности применения, четвертые - по условной оригинальности или тривиальности ожидаемого результата, а кое-кто составляет несколько списков по выбранному критерию классификации методов (например, список наборов методов, список комплексных методов, список простых универсальных методов, список специальных методов).

Некоторые изобретатели пользуются одним универсальным списком линейного расположения методов для всех случаев, другие для решения конкретной задачи составляют специальный список методов, отобранных по предварительной оценке возможности их применения в конкретных условиях. Следует, однако, отметить, что предварительная оценка методов решения задач с точки зрения их эффективности и применяемости может привести к исключению наиболее эффективного из них. В техническом творчестве далеко не все сводится к рациональному мышлению. Кроме того, лучшие методы решения тривиальных технических задач редко являются лучшими же для решения задач творческих, хотя бы и аналогичных. Поэтому вполне оправдан прием, который используют некоторые опытные изобретатели при выборе средств решения задачи: они пытаются в первую очередь решить изобретательскую задачу не наиболее типовым для нее, а наименее надежным методом, ожидаемая результативность которого при решении аналогичных задач наиболее низка. Существует методическое правило: традиционные типовые методы решения изобретательских задач более результативны, нетрадиционные дают более оригинальные решения.

Страницы: 1 2


Развитие личности ребенка в старшем дошкольном возрасте.
Старший дошкольный возраст является дальнейшим продолжением сеизетивного периода в личностном развитии. Этот период благоприятен для овладения социальным пространством человеческих отношений че­рез общение со взрослыми и сверстниками. Этот возраст приносит ре­бенку новые принципиальные достижения. У ребенка старшего дошколь­ного возраст ...

Виды аддиктивной реализации
Желание изменить настроение по аддиктивному механизму достигается с помощью различных аддиктивных агентов. К таким агентам относятся вещества, изменяющие психическое состояния : алкоголь, наркотики, лекарственные препараты, токсические вещества. Искусственному изменению настроения способствует также и вовлеченность в какие-то виды акти ...

Психологическое обследование заикающихся.
Обследование заикающегося осуществляется комплексно (логопедом, невропатологом, психологом) с привлечением по необходимости других специалистов: педиатра, терапевта, психиатра, окулиста отоларинголога и др. Содержание обследования включает изучение анамнестических сведений, педагогической, психологической и медицинской документации и и ...